| 11 сентября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Транспортная оторванность дальневосточных территорий от остальной России станет главной проблемой, с которой предстоит столкнуться и которую предстоит решать новому федеральному министру по развитию Дальнего Востока Александру Галушке, считают большинство опрошенных РИА Новости экспертов по региональной политике.
Новому главе Минвостока придется также решать проблему оттока населения и встречного потока китайской миграции, проблему отсутствия инфраструктуры и слабых транспортных связей внутри региона, заняться привлечением в регион инвестиций и поддержкой глобального проекта сухопутного транспортного коридора между Европой и Юго-Восточной Азией, считают эксперты.
Первоочередной же для новой команды станет, по их мнению, задача восстановления регионов Дальнего Востока после разрушительного паводка, продолжающегося с конца июля и грозящего растянуться на весь сентябрь.
Галушка сменил на посту главы Минвостока Виктора Ишаева, об отставке которого президент Владимир Путин сообщил 31 августа во Владивостоке на совещании по ликвидации последствий паводка на Дальнем Востоке. Ишаев лишился и поста полпреда в Дальневосточном федеральном округе, вместо него назначен помощник президента Юрий Трутнев, получивший также должность вице-премьера.
Российскому востоку надо перестать быть дальним
Изоляция Дальнего Востока от остальной территории страны остается главной проблемой, с которой неизбежно столкнется новый министр, считают эксперты. По мнению некоторых из них, несмотря на коммерческий характер авиаперевозок и ограниченные возможности министра, ему, так или иначе, придется решать проблему дороговизны пассажирских авиарейсов — пусть даже если с перевозчиками "придется поработать".
"Я думаю, что если он (Галушка) захочет каким-то образом лоббировать эту проблему, то, наверное, он сможет на это влиять. Понятно, что сами авиаперевозчики никогда не будут снижать цены, но если с ними поработать — наверное, это возможно", — считает гендиректор Центра политической конъюнктуры политолог Сергей Михеев.
Проблема оторванности Дальнего Востока от остальной России стала следствием кризиса 1990-х годов, однако с их окончанием она не исчезла, говорит политолог.
"Проблема Дальнего Востока, особенно обострившаяся в 90-х годах, в том, что он фактически стал дальней и мало кому нужной окраиной. Со всеми вытекающими: отток населения, деградация экономики, развитие всевозможных криминальных группировок, незаконность форм торговли нашими ресурсами и прочее. Это было следствием кризиса 90-х годов, и это, на мой взгляд, до сих пор окончательно не ликвидировано", — говорит Михеев.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев подчеркивает, что проблема оторванности Дальнего Востока от остальной России скорее психологическая, чем экономическая.
"Проблема изоляции связана и с проблемой инфраструктуры, и с проблемами просто эгоизма перевозчиков, потому что билет на самолет в Токио дешевле — это уже инфраструктурой не решается. Я понимаю, что это не совсем его (министра) задача, но решать ее придется в том числе и ему, потому что иначе никак. Если люди будут считать, что Токио — это гораздо комфортнее, чем Москва, то через поколение это создаст массу проблем", — говорит Журавлев.
Из огня да в полымя: на раскачку времени нет, наводнение продолжается
Между тем помимо глобальных и растянутых во времени задач, перед новым министром встанет необходимость срочно возвращать к жизни затопленные паводком территории Дальнего Востока. Причем в условиях еще не закончившегося паводка — в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре только ждут его пика, и последствия его трудно предсказать, и это тоже зона ответственности нового главы Минвостока.
"Первая задача, которая будет стоять перед новым министром, это восстановление Дальнего Востока после паводка. Это сейчас та задача, которую необходимо решать в первую очередь", — говорит руководитель Экспертного совета Фонда развития гражданского общества, глава комиссии Общественной палаты России по региональному развитию Леонид Давыдов.
При этом он подчеркивает, что новое руководство министерства нужно рассматривать как одну команду вместе с назначенным недавно на должность федерального вице-премьера и полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым.
"Обозначен главный человек, Юрий Трутнев, вокруг него и будет формироваться новая команда. И восстановление Дальнего Востока после паводка — это будет серьезная задача, на которой произойдет обкатка этой новой команды", — считает Давыдов.
Напоминает о продолжающемся наводнении и Игорь Бунин, подчеркивая при этом социальный аспект проблемы.
"Я думаю, что недовольство людей достаточно велико. Вообще, психологически люди оказались в очень тяжелом положении. С одной стороны, в таких ситуациях люди обычно начинают рассчитывать на власть. С другой стороны, внутреннее, психологическое состояние человека, потерявшего дом, сами понимаете, какое, даже если это в результате природных катаклизмов", — говорит Бунин.
Министр Трансевразийской магистрали и борьбы с Суэцким каналом
Говоря о других задачах, стоящих перед новым министром, Леонид Давыдов подчеркивает важность участия Дальнего Востока в создании сухопутного транспортного коридора между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом — в пику уже имеющимся морским маршрутам.
"Новая команда должна будет вести всю эту массу проектов, которые реализуются на Дальнем Востоке. Там же пойдут большие инвестиции в расширение транспортного коридора, глобальной альтернативы имеющимся путям — именно по суше, чтобы не зависеть от морских путей, навигации, проливов и прочих ограничений", — говорит Давыдов.
Об инвестициях в регион и необходимости обеспечения их эффективности говорит и Дмитрий Журавлев.
"Бесспорно, придется решать проблему проблемы инвестиций в регион. Я думаю, что привлечь их не очень сложно, главное — найти цивилизованные площадки, то есть гарантировать инвесторам, что реально их деньги примут, что у них не отберут, что они будут работать", — считает Журавлев.
По его мнению, готовы вложиться в Дальний Восток китайские бизнесмены.
"Дальний Восток фантастически богат, желающих туда вложиться очень много. Тут скорее отсеивать надо будет, потому что китайцы с удовольствием вложатся во все, что хочешь, потом от них же не отобьешься", — считает эксперт.
Проблемы народонаселения: никого не впускать, никого не выпускать
Говорит Журавлев и о миграционных аспектах китайского интереса к российскому Дальнему Востоку.
"Мелкому и среднему китайскому капиталу некуда деваться: крупный капитал может и в Австралии вложиться, а эти лавочники, которые на торговле с нашими чулочниками и вышли в люди — куда они дальше денутся? И они вкладываются у нас — это нужно как-то регулировать, чтобы не ущемлялись интересы местного населения, не только экономические. Это как борьба с тараканами — это трудно, попробуй их всех поймать", — говорит эксперт.
Игорь Бунин напоминает о другом аспекте проблемы — утечке населения из регионов Дальнего Востока в центральные районы России, которую необходимо как-то остановить, и думать над этим придется новому министру.
Впрочем, тот же Журавлев считает, что важнее демографическая сторона вопроса, а отток, по его мнению, сдерживается высокими ценами на транспорт.
"Оттуда ведь не очень уедешь, особенно из северной части региона — с Чукотки ты не выберешься, ты будешь всю жизнь работать, чтобы вывезти вещи, увозить что-то очень дорого. Но демографическая ситуация там такая же, как в стране в целом. Не такая, как на Кавказе", — напоминает Журавлев.
Инфраструктура должна связать регион в единое целое
О необходимости развития транспортной инфраструктуры говорили все без исключения эксперты. Проблема отсутствия хороших дорог, а где-то и вообще отсутствия каких бы то ни было дорог, стоит здесь острее, чем в целом по России. Не менее остра и проблема воздушного сообщения внутри региона, который, как и другие восточные малозаселенные территории страны, сильно зависит от этого вида транспорта.
"Надо создать ту инфраструктуру, которая достойна этого региона. И, может быть, подключить к этому и соседние страны, которые могут помочь, Японию и Китай. Правда, там много проблем, связанных с угрозой проникновения китайцев на нашу территорию, но, в конце концов, надо как-то из этой ситуации выходить, процесс должен быть контролируемым", — говорит Бунин.
Кроме того, стоит проблема изоляции регионов Дальнего Востока не только от остальной страны, но и друг от друга, говорит эксперт.
"Полпред и новый министр должны наладить региональную координацию. Там каждый регион живет сам по себе, а это огромный регион, который должен жить как единый организм. Там надо просто организовать какую-то связь — как там сейчас люди долетают, добираются, на каких оленях, я не знаю. Нужно улучшить внутреннюю региональную транспортную инфраструктуру", — считает Бунин.