Пираты против
Вице-председатель Пиратской партии России Станислав Шакиров о символической и практической значимости возможного закрытия YouTube в России, интернет-демократии и опасности Twitter и Facebook
- Скажите, чем конкретно занимается ваша партия?
- Сейчас от нашей партии в Калининграде на мэрских выборах баллотируется человек. И вне зависимости от результатов, я считаю, это достижение. Мы поддерживали Wikileaks в сложные для него времена, когда его "дидосили", предоставляли в том числе и российские серверы. Главное достижение назвать сложно, но есть много мелочевки. Мы занимались разработкой Московской конвенции по авторским правам, на базе которой Медведев выступал в Давосе с предложениями о либерализации авторского права в мире. Вопросы прямой демократии, электронной демократии и открытого государства до нас обсуждались плохо.
- Первого ноября вступит в силу закон о реестре запрещенных сайтов, о котором многие пользователи интернета думают с содроганием. Это черный день для интернета? - Скорее, нет. С одной стороны, подобные черные списки существуют во многих странах мира - в Германии, например. Они блокируют в основном сайты с детской порнографией, то есть не те, на которых размещены ссылки, а те, на которых размещено само видео. И общественная комиссия следит за тем, чтобы ничего, кроме этого, туда не попало. У нас же норма не проработана, и в черные списки будет сыпаться что попало. И поэтому, вероятно, закон будет использоваться с целью политической цензуры. После декабрьских и мартовских оппозиционных событий принимаются законы, направленные на то, чтобы прекратить консолидацию людей в сети. И чтобы не случилось "конца интернета", надо по максимуму участвовать в общественном обсуждении этих инициатив.
- Может ли этот закон стать инструментом расправы, например, с конкурентами по бизнесу?
- Думаю, что да. По закону сайты будут блокироваться, и у них будет три месяца на то, чтобы обжаловать занесение в черный список. Добропорядочный сайт всегда сможет доказать, что он имеет право выйти из черного списка. Но на это уйдет много времени.
- Как только на YouTube появился фильм "Невинность мусульман", заговорили о том, что доступ к видеохостингу у нас перекроют. До принятия какого-то решения Роскомнадзор "настоятельно рекомендовал" провайдерам ограничить доступ к фильму, а прокуратура рассылала предупредительные письма. Провайдерам пришлось ограничивать доступ. Как вы оцениваете действия Роскомнадзора и провайдеров?
- Я не знаю, как это оценить. Это попытка Роскомнадзора проявить собственную инициативу, которая не регулируется никаким законодательством. То, что какие-то провайдеры откликнулись на это, я не говорю про Дагестан и Чечню, там все ясно, но почему Омск, Волгоград? Это просто попытка провайдеров понравиться власти.
- Возможно ли, что после вступления в силу закона о реестре запрещенных сайтов, YouTube действительно закроют для РФ?
- Я не думаю, что закрытие YouTube или ВКонтакте возможно после вступления в силу этого закона. Всем понятно про Иран, Афганистан или Северную Корею. Но на YouTube много легального материала, который не нарушает никакие законы. Ограничение доступа к этим материалам будет означать нарушение прав человека на свободу доступа и обмена информацией. Чрез YouTube и Контакт многие люди дистанционно получают образование. Западные университеты ведут онлайн-проекты, выкладывают какие-то лекции. Люди в принципе обмениваются какими-то знаниями, да хоть по вышиванию крестиком. Многие компании зарабатывают на YouTube, снимают ролики, занимаются контекстной рекламой и т.д. За последние 20 лет мы привыкли к сравнительно свободному обмену информацией, и если это запретить - возможны новые волнения. Если первого ноября закон о реестре запрещенных сайтов все-таки вступит в силу, мы запустим сайт, на котором будем складировать материалы, которые, по нашему мнению, были запрещены некорректно. Мы уже так делали, когда запретили вашу статью, разместили ее на Ruleaks. Марина Ахмедова попала к ребятам, которые сидят очень долго на "крокодиле". Статья оказалась очень хорошей антипропагандой наркотиков. После такого репортажа мало кто добровольно попытается попробовать эту гадость. Статью сняли, а мы посчитали, что это абсолютно незаконно и неразумно. И если с первого ноября будут что-то подобное закрывать, снимать, мы будем это коллекционировать у себя на сайте. Понятно, что мы не будем делать этого напрямую, чтобы не закрыли нас, но мы сможем предоставить доступ к этим материалам таким образом, чтобы даже при блокировке материалов всегда можно было бы посмотреть их в сети.
- А как технически это можно сделать? - Вот об этом я сейчас как раз и не хочу говорить, чтобы не пошли поправки к постановлению правительства.
- Фонд развития гражданского общества, возглавляемый экс-главой Управления внутренней политики администрации президента Константином Костиным, выступил недавно с докладом и выразил обеспокоенность, что Рунет находится под контролем иностранных сервисов Google, YouTube, Wikipedia, Facebook, Twitter. Нам стоит бояться?
- Естественно, когда какой-то сервис становится массовым, у него сохраняются данные миллионов людей, и этим сервисом начинают пользоваться спецслужбы любой страны, под чьей юрисдикцией находится сервис. Я уверен, что и Facebook, и другие сервисы выдают всю необходимую информацию спецслужбам. И Яндекс, и ВКонтакте, я думаю, обязательно каким-то образом сотрудничают со спецслужбами. Первый совершенно точно передает данные спецслужбам, мы это узнали, когда Навальный начал сбор пожертвований в свой новый фонд, и позже к Яндексу обратились спецслужбы за информацией о "Яндекс-кошельках", а потом нашисты начали обзванивать всех, кто осуществлял пожертвования. Вообще, спецслужбы могут и просто мониторить различные социальные сети.
- В докладе Костина иностранные сервисы упоминались, в частности, в контексте серьезного влияния на политическую жизнь и будущие выборы 2018 года. - Последние выборы показали, что на интернет оказывает влияние как раз наша кремлевская администрация: постоянным DDoS-атакам подвергались независимые СМИ, "Эхо Москвы", "Дождь". По логике этого доклада наши спецслужбы могут точно так же оказывать влияние на западные выборы, ведь доступ в эти социальные сети для всех одинаковый. И если какие-то американские боты или американские люди в социальных сетях за деньги сидят и баламутят воду, что мешает нашим спецслужбам баламутить воду там.
- А как же переписка и данные пользователей, доступные ЦРУ, но не ФСБ?
- Я сомневаюсь, что ЦРУ будет интересоваться личной перепиской Алексея Навального или депутата Шлегеля. И потом, они прекрасно отдают себе отчет в том, что их могут читать. А с точки зрения публичной деятельности, нет никакой разницы, чьи спецслужбы работают - американские, русские. - Какую роль интернет будет играть на выборах 2018 года?
- Сейчас на результаты выборов влияет скорее состав ТИКов и УИКов, нежели интернет. Но к 2018 году все активное население страны перейдет в сеть. И уже к следующим думским выборам основная битва за умы будет разворачиваться именно в интернете.