События и комментарии экспертов фонда

  |  27 января, 2016   |   Читать на сайте издания

Конфликты с «Единой Россией» и ОНФ повлияли на рейтинг губернаторов

Самыми стабильными руководителями регионов стали главы Ямало-Ненецкого округа, Калужской и Белгородской областей, а также Чеченской Республики

Конфликты с «Единой Россией» и ОНФ повлияли на рейтинг губернаторов

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) подготовил итоговый за 2015 год, 12-й, выпуск рейтинга эффективности губернаторов. Как отмечают исследователи, он основан на обобщенных результатах четырех выпусков рейтинга, вышедших в прошлом году. Основными факторами, определявшими динамику рейтинга, стали оценка населением работы высших должностных лиц регионов РФ, возможная аффилированность глав регионов с бизнесом и так называемый col-фактор (понижающий коэффициент, который применялся в отношении высших должностных лиц регионов, где в ходе избирательных кампаний на уровне субъекта РФ фиксировалось вмешательство исполнительной власти в деятельность политических партий). По col-фактору и из-за конфликта с «Единой Россией» заметное падение отмечается у губернаторов Нижегородской области Валерия Шанцева (–21 пункт) и Ульяновской области Сергея Морозова (–16 позиций), из-за вмешательства в дела региональной ячейки партии власти пострадал и глава Самарской области Николай Меркушкин, за конфликт с ОНФ также поплатился местом в рейтинге глава Пермской области Виктор Басаргин (–5 позиций). 

Первая десятка

Лидирующая десятка по итогам года практически не изменилась — первое место традиционно досталось губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрию Кобылкину, на второй позиции оказался глава Калужской области Анатолий Артамонов. На третьем месте губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Четвертое и пятое места поделили между собой глава Татарстана Рустам Минниханов и губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Вслед за ними делят 6–7-е места губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и глава Чечни Рамзан Кадыров. Замыкает десятку Роман Копин (Чукотский автономный округ). Фактически самыми устойчивыми лидерами рейтинга на протяжении года стали Артамонов, Кобылкин, Савченко и Кадыров. Их позиции в рейтинге стабильны и практически неуязвимы, что доказывает стойкость их положения в рейтинге.

Экономическая ситуация в 2016 году станет главным вызовом для высших должностных лиц субъектов РФ, отмечает глава ФоРГО Константин Костин. По его мнению, в будущем десятка скорее всего останется без особых изменений, однако закрепиться вторым в списке, например, Анатолию Артамонову будет крайне проблематично.

— Артамонов по итогам года оказался на втором месте в первой десятке, но проблемы в промышленности субъекта никуда не делись, и в этом смысле губернатору Калужской области надо уделять данному вопросу огромное внимание — нужна диверсификация производства. В следующем рейтинге остаться на втором месте будет очень непросто, он и сам признает, что есть проблемы. Отмечается падение спроса на автомобили, соответственно, произошло сокращение автосборочных производств на территории субъекта, всё это очень серьезно повлияло на экономическую составляющую и, как следствие, сказывается на социальном самочувствии граждан и оценке ими работы власти, — заявил Константин Костин.

Сам глава Калужской области говорит, что продолжит борьбу за развитие региона не для рейтинга, а «для того, чтобы люди не почувствовали сложностей».

— Конечно, у нас есть сложности, связанные с автопромом. Существенно сократились заказы. Но мы сейчас принимаем все меры для того, чтобы более интенсивно нашу экономику диверсифицировать, то есть разворачивать ее в сторону тех отраслей, на продукцию которых спрос не упал. Например, лесопереработка и сельское хозяйство, — заявил Артамонов. 

Новые лица

Несколько губернаторов оказались в рейтинге впервые. В двадцатку лучших попали сразу два новичка — губернаторы Краснодарского края Вениамин Кондратьев (13-е место) и Сахалинской области Олег Кожемяко (16–17-е места).

— Олег Кожемяко, будучи губернатором другого региона (Амурской области. — «Известия»), также занимал высокие позиции в рейтинге. Можно сказать, что традицию продолжил. Он хорошо знает территорию Дальнего Востока, поэтому он вполне обоснованно занял высокое место, — заявил Константин Костин.

Глава Республики Крым Сергей Аксенов открывает вторую группу губернаторов с высоким рейтингом. Он поделил второе и третье место с губернатором Ростовской области Василием Голубевым. Соответственно в общем рейтинге это 26–27-я позиции. А вот губернатор Севастополя Сергей Меняйло из-за внутриэлитных распрей оказался только на 48-м месте. 

Еще один новичок — самый молодой губернатор — глава Амурской области Александр Козлов разделил позицию с другими коллегами, он на 51–54-м местах.

— Сергей Аксенов заслуженно высоко стоит в рейтинге. Крайне важно отметить, особенно на фоне Севастополя, что на территории Республики Крым исполнительная и законодательная власти работают совместно на благо жителей субъекта. Есть способы и процедуры, позволяющие сглаживать межэлитные противоречия. Мне кажется, достаточно очевидна разница позиций руководителя Крыма и главы Севастополя. Когда ветви власти находятся в ситуации перманентного противостояния, это негативно влияет на мнение граждан о работе руководства территорий. Положение Александра Козлова тоже оправданно, — заявил глава ФоРГО.

Позитивные изменения

Безусловным лидером роста за 2015 год стал губернатор Ростовской области Василий Голубев (+18 пунктов). Как отмечается в пояснительной записке к рейтингу, на его позициях отразились активное участие Ростовской области в осуществлении политики обеспечения продовольственной безопасности и признание населением успехов правительства региона в сфере ЖКХ. Также правительство Ростовской области в течение года эффективно решало вопросы, связанные с беженцами из Украины, и проблему регулирования взаимодействия с приграничными регионами. 

Вторую строчку среди лидеров роста занял губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко (+16 пунктов). Его показатели определили успехи областного правительства в социально-экономической сфере. Благодаря этому область стала регионом-донором и одним из немногих субъектов РФ, избежавшим секвестра бюджета.

Третье место в списке губернаторов, значительно улучшивших свои позиции за 2015 год, разделили глава Республики Калмыкия Алексей Орлов и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров (у обоих по +15 пунктов). 

На росте в рейтинге обоих сказалась проводимая ими в своих регионах социально-экономическая политика. В частности, правительство Ставропольского края в течение прошлого года смогло выработать и реализовать комплекс антикризисных мер, направленных на стабилизацию экономической обстановки в регионе, снизило долговую нагрузку. Край привлек по федеральным программам дополнительно свыше 2 млрд рублей для осуществления проектов в социально-экономической сфере.

Конфликты ведут к потере позиций 

Больше остальных в рейтинге упали губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев (–21 пункт) и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов (–16 пунктов).

«Их падение обусловлено в первую очередь совокупным применением в отношении их деятельности понижающих коэффициентов col-фактора и фактора аффилированности», — говорится в материалах рейтинга.  

Константин Костин поясняет, что рейтинг Морозова пострадал от вмешательства губернатора Ульяновской области в дела «Единой России». 

— Это нашло отражение в игнорировании решений руководящих органов партии, победившей на муниципальных выборах, в части выдвижения кандидатов на должности в муниципальном образовании, оказании административного давления на депутатов в целях избрания главы муниципального образования вопреки решениям руководящих органов партии, — отмечает глава Фонда развития гражданского общества.  

Существенно снизились и позиции руководителя Самарской области Николая Меркушкина (–9 позиций). Снижение в рейтинге объяснялось его вмешательством в дела политических партий, но к нему в отличие от Шанцева и Морозова не был применен понижающий коэффициент. В частности, Меркушкин вмешался в дела «Единой России» после проведения предварительных выборов, попытавшись убрать из списков партии на выборах в районные советы, из которых формируется городская дума, лиц, победивших на праймериз. Его действия были аннулированы руководящим органом политической партии, говорится в пояснительной записке к рейтингу.

Напомним, что в преддверии единого дня голосования в 2015 году губернаторы Самарской и Нижегородской областей предприняли ряд мер для продвижения своих представителей в праймериз «Единой России», чем сильно подпортили имидж партии власти в этих регионах. Так называемые список Меркушкина и список Шанцева успели дискредитировать институт партийных праймериз, когда они стали активно проталкивать в победители ПВГ своих ставленников. 

Однако оперативное вмешательство федерального центра ЕР исключил команды губернаторов из праймериз, вернув первоначальным победителям место в партийных списках.

В свою очередь, губернатор Ульяновской области отличился другим крупным скандалом, который из регионального перерос в федеральный. После отказа главы общественной приемной ЕР Марины Беспаловой стать вице-губернатором региональное отделение партии исключило ее из партии. Точку в конфликте Беспаловой и Морозова поставил генсовет партии, восстановив руководителя общественной приемной в рядах «Единой России», а секретарю ульяновской ячейки был объявлен выговор. 

Не менее скандальным выдался конфликт между новоизбранным руководством регионального штаба ОНФ и администрацией губернатора Пермского края. На тот момент, в ОНФ утверждали, что губернатор Виктор Басаргин оспорил итоги выборов сопредседателей ОНФ, и настаивал на том, чтобы новоиспеченный глава регионального штаба Геннадий Сандырев и Елена Шлыкова добровольно сложили с себя полученные полномочия. Без вмешательства федерального руководства «Народного фронта» дело также не обошлось, ситуация на какой-то момент стабилизировалась. Однако в дальнейшем «люди губернатора» по-прежнему оспаривали итоги выборов, но уже в судебном порядке. В центральном исполкоме ОНФ заявили о том, что ставленники Басаргина получили непосредственные команды от губернатора до конца оспаривать решения пермских «фронтовиков» и дискредитировать внутренними распрями региональный штаб общественников. В связи с этим Басаргин потерял (–5 пунктов) в рейтинге.

Аутсайдеры

Третью группу со средним рейтингом в 55–40 баллов (с 57-го по 85-е место) возглавили губернатор Пензенской области Иван Белозерцев (впервые в итоговом рейтинге), глава Свердловской области Евгений Куйвашев и спустившийся на 11 строчек руководитель Адыгеи Аслан Тхакушинов. Пять глав субъектов попали в годичный рейтинг впервые — это и.о. главы Коми Сергей Гапликов, губернатор Тамбовской области Александр Никитин, глава Северной Осетии — Алании Тамерлан Агузаров и губернатор Иркутской области Сергей Левченко. 

Константин Костин считает, что Агузаров имеет большой ресурс для того, чтобы улучшить свое положение, а Левченко унаследовал с выборов конфликт элит, который способствовал его избранию.

Последнюю строчку рейтинга занял губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. Он потерял 4 позиции по результатам этого года. Всего на балл его опередили губернатор Тверской области Андрей Шевелев (–1 позиция, 43 балла) и руководитель Пермского края Виктор Басаргин (–5 позиций, 43 балла). 

Эксперт также отметил, что губернаторам Калининградской области Николаю Цуканову (–4 позиции, 45 баллов) и руководителю Астраханской области Александру Жилкину (–6 позиций, 44 балла) удалось переломить ситуацию в последнем квартале прошлого года.