Правительство будет работать в кризис в связке с «Единой Россией»
«Единая Россия» договорилась с правительством, что в кризисных экономических условиях Белый дом будет принимать решения, касающиеся общезначимых вопросов, только после проведения консультаций с фракцией партии в Госдуме и учитывая ее мнение. Об этом «Известиям» рассказал источник в правящей партии, отметив, что в противном случае разбалансированная повестка, предложенная исполнительной властью, может повлиять как на россиян, так и на позиции «Единой России», которая представляет большинство в нижней палате парламента и несет политическую ответственность за принимаемые законы.
Решение о совместном обсуждении инициатив было принято на закрытой части специального совещания председателя правительства Дмитрия Медведева с министрами, парламентариями и представителями регионов 19 января. Главной темой встречи были наиболее острые антикризисные меры, намеченные на ближайшее время.
— Такие решения (введение непопулярных мер, ведущих к дополнительным расходам граждан) должны быть глубоко проработанными с обсуждением всех «за» и «против», с изучением мнений экспертов, должны учитывать мнение жителей страны, — рассказал источник в партии.
По словам собеседника «Известий», присутствовавшего на закрытой части встречи единороссов и Дмитрия Медведева, депутаты жестко раскритиковали ряд предложенных министерствами мер. В частности, это касалось как возможного введения дифференцированных платежей за электроэнергию, так и повышения тарифов в системе «Платон», окончания сроков бесплатной приватизации.
— Глава правительства выслушал все стороны (и депутатов, и министров) и оставил решение за собой. Мы свои антикризисные предложения, как и в прошлом году, подготовим и отдадим в правительство тогда, когда там сформируют «дорожную карту» по антикризисным мерам на 2016 год, — уточнили в партии. — По данным Минэнерго, введение дифференцированных платежей за электроэнергию не коснется большинства граждан. По их мнению, данное новшество не коснется 73% домохозяйств, так как они укладываются в норму 150 кВт·ч. В свою очередь, представители фракции сочли эту цифру некорректной и заявили, что норма в 150 кВт·ч сильно завышена.
Другой собеседник «Известий» уточнил, что партии большинства в Госдуме и раньше удавалось пролоббировать интересы населения и противостоять принятию правительством непопулярных решений. Так, единороссы ставят себе в заслугу тот факт, что с 1 февраля в стране пройдет второй этап индексации ключевых социальных выплат за 2015 год в размере 7%.
— Второй этап проведем в 2016 году по факту инфляции 2015 года. Доиндексируем, нам удалось убедить правительство отказаться от идеи введения еще в 2014 году социальной нормы на использование электроэнергии. Сейчас, спустя 2 года, в правительстве вынашивают новое предложение — ввести дифференцированный тариф на потребление электроэнергии. Считаем, что и к нему надо отнестись крайне взвешенно и не спешить взваливать новую финансовую нагрузку на плечи людей, — отметил собеседник.
Председатель комитета Госдумы по труду, член фракции «Единая Россия» Ольга Баталина рассказала, что встречи с главой правительства, председателем партии Дмитрием Медведевым проходят на регулярной основе.
— Такие встречи проходят регулярно. Понимая, какие решения правительство готовит в 2016 году, мы выбрали наиболее резонансные, содержащие серьезные социальные риски и вынесли их на обсуждение, так как считаем их недостаточно проработанными, а некоторые из них и вообще несвоевременными, — пояснила она.
По ее мнению, при снижении доходов населения все ветви власти — от депутатов до правительства — должны максимально внимательно и ответственно относиться к росту расходов населения. И не принимать решений, которые эти расходы наращивают, понимая, что дополнительных доходов для погашения этих расходов у населения не будет.
— К каждому решению, которое влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на население, нужно относиться очень взвешенно и принимать только в случае крайней необходимости и после тщательного обсуждения, — подчеркнула Ольга Баталина.
Председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин считает, что роль законодательной власти в непростых экономических условиях очень высока.
— Госдума принимает бюджет, заслушивает отчет руководителя правительства и несет солидарную ответственность в том числе за ту экономическую политику, которая проводится в стране. Поэтому консультации с партией большинства — абсолютно нормальная мировая практика, — пояснил он.
По мнению эксперта, неэффективное управление, ошибки, совершаемые при исполнении тех или иных решений, гораздо сильнее ударяют по имиджу правительства, чем сами антикризисные меры.
— Совершенно необязательно эти меры ударят по партии власти, хотя у оппонентов ЕР в результате этих шагов может появиться повод и конкретный предмет для критики. Но граждане, определяясь в своих политических предпочтениях, прагматично оценивают свою собственную жизнь, смотрят, что меняется в лучшую или худшую сторону. Здесь прямой взаимосвязи нет. Хотя в год выборов безусловно необходим баланс между той политикой, которая проводится, и той политической программой, с которой партия идет на выборы, — подчеркнул Константин Костин.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что принятое решение допустить законодателей от «Единой России» к обсуждению вводимых правительством мер — это повод предъявить некоторый лоббистский верх ЕР, показать, что она имеет влияние на процесс принятия оперативных решений.
— Думаю, что для избирателя в целом это не самый принципиальный момент, а для партии — демонстрация административного статуса, — полагает Михаил Виноградов.
Политолог также отмечает, что Дмитрий Медведев находится в двойственной ситуации, так как он не только председатель правительства, но и председатель партии власти.
— Сам по себе премьер Дмитрий Медведев не будет драйвером непопулярных реформ, потому что он на эту роль никогда не претендовал, а политическим драйвером всё равно может быть только президент Владимир Путин при данной расстановке, — продолжил Виноградов. — Дмитрию Медведеву удавалось избежать ассоциации с какими-то очень сильно непопулярными шагами. Если они будут предприниматься, то ЕР не удастся показать, что это инициатива Медведева именно как главы правительства.