Гагарин: Сейчас люди не видят целесообразности в акциях протеста
Недавний опрос «Левада-центра» показал, что тема «Русский марш» все меньше интересует россиян. Если в 2013 году идею проведения подобных мероприятий поддерживали 40%, то сегодня значительно меньше — 30%. Акции в поддержку единства российской нации и политики властей находят больший отклик у населения — 37%.
По мнению руководителя Уральского отделения Фонда развития гражданского общества, директора Института системных политических исследований и гуманитарных проектов и члена Общественной палаты Свердловской области Анатолия Гагарина, обсуждаемый опрос касается сравнения количественного и качественного состава тех, кто желает принимать участие в «Русском марше» и людей, которые поддерживают акциями и демонстрациями правительство.
Анатолий Гагарин:
«Но это не акции протеста. Эти мероприятия имеют другую природу, лозунги и содержание. Хотя по форме и то и другое можно назвать и акциями, и митингами. Но сейчас главное не форма. Что касается содержания, то соглашусь с выводами специалистов, констатирующими, что почвы под «Русскими маршами» становится все меньше и меньше. В конце концов, они могут превратиться в экзотическую форму выражения взглядов. Сокращается содержательная база под проведением подобных акций. Очень многое из того, что было вынесено в повестку дня «Русским маршем» и другими организациями, перестало быть актуальным в той плоскости, в которой оно было поставлено участниками манифестаций. Политика и деятельность, которые осуществляет российское государство, отвечают на часть основных вопросов данных организаций».
По мнению политолога, акции в поддержку «Русских маршей», акции в поддержку государства и акции протеста нужно разделять.
Анатолий Гагарин:
«Это разные вещи. Кроме того, сейчас люди не готовы и не хотят выходить с лозунгами на демонстрации, они не видят в этом целесообразности. Если в 90-е годы люди выходили от безысходности, то сейчас тех причин митинговать нет. Конечно, в связи с кризисом возможность проведения этих мероприятий усиливается и становится потенциальной. Но будут ли люди выходить на улицы – большой вопрос».
В тоже время, сейчас уделяется немало внимания общественной деятельности во всех ее формах. Поддержка НКО, ННО, усиление деятельности Народного фронта, Общественной палаты и других структур дает возможность канализировать негативные эмоции и направить их в деятельное русло, потому что помимо недовольства, необходимо предложить решение этих вопросов, считает Гагарин.
Анатолий Гагарин:
«Но кто будет решать? Чиновники? Нет. Решать должно гражданское общество. Оно сейчас оформляется в самые разные организации, движения, и получает необходимые инструменты. Именно поэтому такие прерогативы, возможности и компетенции дается Народному фронту. Это по большому счету гражданская школа управления. Конечно, оно должно иметь многообразные, комфортные и приемлемые для людей формы. Люди, получая возможность влиять на социальные и экономические процессы в регионах и в стране, не стремятся прибегать к акциям протеста».