События и комментарии экспертов фонда

  |  02 декабря, 2015   |   Читать на сайте издания

РЕГИОНЫ УРФО ЗАКРЫВАЮТ ДЛЯ МИГРАНТОВ

С 2016 года ужесточаются квоты приема на работу иностранных граждан
Общероссийский тренд на импортозамещение в ближайшей перспективе затронет рынок труда УрФО. Минтруда прорабатывает вопрос о дальнейшем снижении присутствия иностранной рабочей силы на территории РФ, в то время как регионы уже играют на опережение, минимизируя процент гастарбайтеров в сферах строительства и торговли. Наиболее ярко процесс выражен в Тюменской и Свердловской областях. В первую очередь, снижение квот касается работников из государств с визовым порядком въезда, затрагивая и такие дружественно настроенные по отношению к Российской Федерации страны, как Сербия и КНДР. Целями ужесточения «разнарядок» на иностранных рабочих обозначены высвобождение вакансий для отечественных специалистов, декриминализация бизнеса и противодействие проникновению в страну под видом гастарбайтеров лиц, причастных к различным террористическим группировкам. В то же время перед регионами УрФО, по прогнозам аналитиков, встанет экстренное решение задач по поиску замены иностранцам в виде тысяч квалифицированных российских рабочих.
В Тюменской области принято решение о сокращении квот на привлечение иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на 40% в 2016 году. Таким образом, в ближайшее время на территории региона легально будут работать чуть более 2 тыс. квалифицированных иностранцев, в подавляющем большинстве занятых в строительной отрасли. Схожие тенденции наблюдаются в Свердловской области и ХМАО, год от года сокращающих импортозависимость на рынке труда. Для компенсации кадров в Тюмени рассчитывают на отечественных рабочих, в силу чего заключены договоры с 24 субъектами РФ.
 
Тенденция к снижению присутствия иностранных работников преследует цели обеспечения рабочими местами российских специалистов. В первую очередь это касается строительной отрасли (до 90%), в меньшей – сферы бытового обслуживания и торговли. Наиболее ярко процессы выражены в Свердловской области, где еще в 2009 году квота превышала 100 тыс. человек, а к текущему году снизилась до 11,4 тыс., и в Тюмени – где в будущем году разрешено привлекать по квотам не более 2045 работников. На 54%, до 17 тыс. человек, сократится в 2016 году иностранное присутствие в ЯНАО. По оценкам специалистов, минимизация объясняется заменой механизма квотирования на разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности по патенту. В данном случае кислород на рынке труда перекрывают для граждан из государств, въезд из которых сопряжен с получением виз. При этом основная часть таких гастарбайтеров являются высококвалифицированными специалистами, заменить которых зачастую достаточно проблематично.
 
 
«Со дня на день мы ждем приказ от Минтруда РФ с четко прописанными квотами и механизмом приема таких лиц на работу. Это горячая тема, обсуждаемая в последние дни буквально в онлайн режиме, в том числе и на уровне членов правительства области. Думаю, в начале следующей недели станет ясно, сколько иностранцев мы сможем привлечь. Но мы стараемся упредить развитие ситуации, чтобы не возникло дефицита рабочих рук. Активно используем ресурсы внутреннего рынка труда с учетом квалификации кадров, а кроме того, уже заключили соглашение о привлечении рабочей силы с 24 регионами РФ. То есть в данном случае речь идет именно об отечественных квалифицированных специалистах, а не о шабашниках и чернорабочих из бывших республик СССР», – обрисовал изданию текущую ситуацию собеседник, близкий к правительству Тюменской области.
 
В текущем году рынок иностранной рабочей силы в Тюменской области более чем на 90% занимали граждане Турции, Сербии и КНДР. Именно граждан из этих государств ужесточение квот коснется в первую очередь, причем в связи с резким ухудшением отношений с Турцией и официально объявленными санкциями поток рабочей силы из этой страны минимизируется предельно.
 
«Предполагаю, что актуальность процесса связана с Турцией, и, в первую очередь, с 1 января 2016 года в России снизится количество рабочих из этой страны», – лаконично отметил эксперт по вопросам лоббизма и политических рисков Евгений Минченко.
 
Впрочем, традиционно занимающие большую долю иностранной рабочей силы в сфере строительства и ресторанного бизнеса граждане Сербии также опасаются ужесточения правил получения разрешения на работу. Об этом говорят и настроения в российской диаспоре традиционно дружественно настроенной к РФ страны.
 
 
«Граждане Сербии всегда охотно едут в Россию, поскольку, к сожалению, дома очень остро стоит проблема безработицы. Средняя зарплата в стране, за исключением Белграда, около 350 евро в месяц, а этого просто недостаточно, чтобы обеспечить семью. Есть општины (районы. – Прим. ред.), где люди готовы браться за любую работу. В России в строительстве, в первую очередь, или на нефтяных месторождениях можно заработать в несколько раз больше. Однако как в дальнейшем будут обстоять дела с получением разрешений на работу, сказать сложно. Уже бывали случаи, когда квалифицированных специалистов, прекрасно говорящих по-русски, не принимали на работу, ссылаясь на квоты или на иные предлоги», – поделился с «Правдой УрФО» своими опасениями инженер Небойша Стойкович, долгое время проработавший на строящихся объектах в ЯНАО.
 
Однако работодателям, ранее спокойно принимавшим на работу иностранных граждан, в любом случае придется смириться с новыми трендами на рынке труда. В этом плане преимущество получают индустриально развитые регионы, не только ведущие активное строительство, но и могущие оперативно приспособиться к изменившейся обстановке. Вдвойне актуальной проблема импортозамещения рабочих рук становится в условиях сегодняшней внешнеполитической обстановки, когда к мигрантам, в том числе трудовым, повышенный интерес демонстрируют спецслужбы и надзорные органы.
 
«В Свердловской области перманентно снижаются квоты на иностранную рабочую силу с 2012 года. Этот процесс не настолько резкий, как у наших соседей в Тюмени, но он присутствует. Такое плавное снижение позволяет безболезненно находить замену квалифицированным специалистам. В связи с общими экономическими тенденциями уменьшается и количество приезжих из стран ближнего зарубежья, республик бывшего СССР, но их въезд сейчас находится в компетенции УФМС. В 2015 году квота на иностранцев с визовым режимом была на уровне 11,5 тысячи иностранцев, в будущем еще уменьшится. При этом речь не идет о неквалифицированных мигрантах. Что касается турок, то решения не озвучены, но предполагаю, что тех людей, которые уже работают на объектах, выгонять не будут. Рабочие не могут отвечать за действия руководства своей страны», – рассуждает собеседник в департаменте по труду и занятости населения Свердловской области.
 
В Тюмени процесс импортозамещения рабсилы обеспечили рядом мер, способствующих привлечению к работе отечественного резерва. В частности, для создания условий для трудоустройства региональная служба занятости инициировала проведение ярмарок вакансий с использованием современных электронных технологий, организовала интенсивное обучение безработных граждан по специальностям, наиболее востребованным среди иностранцев, а также гарантировала финансовую поддержку со стороны властей для желающих переехать ради работы из других регионов РФ.
 
О комплексном подходе к решению вопроса замены иностранных специалистов говорят и в политологическом сообществе. При этом данный процесс характеризуют как «хоть и протяженный во времени, но исключительно необходимый для возрождения российской кадровой школы». Вдвойне актуальным он становится в контексте необходимости оградить граждан от проникновения на территорию РФ эмиссаров различных террористических организаций.
 
 
«Это вопрос, несомненно, системный, не предполагающий одномоментного решения. Тенденцию к сокращению иностранного рабочего присутствия мы наблюдаем уже несколько лет в виде так называемой борьбы с нелегальной миграцией, прежде всего. Весомую роль здесь играет и тот факт, что бизнес такого рода во многом теневой и остается таким. Скандалы в данной сфере известны и в УрФО, в Свердловской области, в частности. Должен быть жесткий контроль, чтобы работодатели не шли по пути наименьшего сопротивления, привлекая к труду неквалифицированный легкодоступный элемент, тем более в контексте безопасности населения, перекладывая на плечи региональных властей решение множества проблем – от декриминализации бизнеса до нацвопросов и исключения дестабилизирующих факторов, сопутствующих миграции», – считает руководитель уральского филиала «Фонда развития гражданского общества» (ФоРГО) Анатолий Гагарин.
 
Эксперт видит в ужесточении квот действенный способ сокращения потока неквалифицированных мигрантов в пользу действительно необходимых кадров. В условиях минимального количества вакансий «работодатели будут приглашать, пусть вынужденно, только наиболее квалифицированных специалистов, которых у нас просто нет, и которые смогут передать свой опыт местным работникам». Главной задачей в этой ситуации станет «подготовка местных кадров, создание школ и учебных центров для той рабочей силы, которая высвобождается сейчас в связи с актуальными проблемами в экономике». Здесь уместно вспомнить об Уральской инженерной школе, способной обеспечить высокопрофессиональными сотрудниками различные предприятия в межрегиональном масштабе. В итоге «УрФО получит подготовленный рабочий пласт для действующих и новых производств».
 
При этом минимизация квот не должна в какой-либо мере означать сокращение сотрудничества с дружественно настроенными к Российской Федерации странами. По мнению эксперта, «стоит сделать акцент на увеличении числа иностранных студентов из дружественных государств в отечественных вузах как для укрепления внешнеполитических связей, так и для повышения престижа и популяризации отечественных программ профессиональной подготовки».
 
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.