События и комментарии экспертов фонда

  |  09 декабря, 2015   |   Читать на сайте издания

Коммунисты-оптимисты. Почему спустя 25 лет после краха СССР КПРФ остается второй партией в стране

В четверг руководство КПРФ дало большую пресс-конференцию, на которой отметило свои электоральные достижения и рассказало о планах на ближайшее — предвыборное — будущее. «Зюгановцы» убеждены, что они — вторая политическая сила страны. Почему это подтверждается рейтингами и результатами выборов — в материале «Агентства Бизнес Новостей».
До парламентских выборов 2016 года остается 10 месяцев. Коммунисты планируют занять на них твердое второе место (накануне на него, кстати, претендовал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов) — способствовать этому, по словам Зюганова, должны экономические взгляды и внешнеполитическая позиция «красных».
 
«Перед страной сейчас стоят три опасности. Ее пытаются взять в клещи. Американцы подготовили соответствующие документы — выдавить Россию с европейских рынков и не пустить на азиатский», — сказал лидер КПРФ. Вторая опасность по его мнению — социальный раскол, «когда 10% самых богатых уже владеют почти 90% всех богатств». Зюганов уверен, что если тенденция сохранится, то «пройдет искра и воспламенится».
 
И третье — экономика. «Самый большой спад производства — ВВП минус 4%, в промышленности более 3%», — констатирует Зюганов.
 
По мнению коммунистов, стране нужно вернуться к политике правительства Примакова — то есть, к большему регулированию. Например, «нами внесен законопроект — поправки в закон о валютном регулировании и контроле. Это идеи, которые правительство Примакова-Маслюкова применяло в 1998 году, введя ограничения и жесткое государственное валютное регулирование, они тогда спасли страну», — сказал депутат Сергей Обухов.
 
Он напомнил, что коммунисты занимаются темой капитального ремонта, последовательно настаивают на прогрессивной шкале налогообложения, требуют повысить МРОТ хотя бы до прожиточного минимума. Из последних инициатив — мораторий на работу системы «Платон».
 
Активно высказались коммунисты и по внешней политике. Зюганов с удовлетворением отметил, что взгляды КПРФ на зарубежные события наконец-то воплощаются в госполитике. И все те опасности, о которых столько лет говорили коммунисты, стали только явственней.
 
«Против нас придумано новое оружие — русофобия, антисоветизм и либерализм. Если допустить еще один их виток, для нас все закончится трагично. Нас не взяли ни батыи, ни наполеоны, ни гитлеры. Нас расколотили бинарным оружием, когда русофобия и антисоветизм были сдобрены либеральными рецептами американской экономики. Это уничтожило почти 80 тысяч производств, разрушило границы и подожгло Украину. Мы должны из случившегося сделать выводы, тем более, новый виток русофобии и антисоветизма сочится со многих экранов. Видимо, та либеральная свора, которая душила страну в 90-х, не успокоилась, и продолжает ее душить», — убежден Зюганов.
 
Несмотря на то, что при «либеральной своре» в Кремле рейтинги КПРФ были больше, партия стабильно получает вторые места на местных выборах, а в последние два ода одержала заметные победы в мэрских и одной губернаторской кампании. По мнению политолога Константина Костина, политическая стабильность поддержки коммунистов связана с тем, что они в свое время смогли отойти от твердых установок КПСС.
 
«После 2003 года, после того, как партия прошла через самый низкий результат на думских выборах, коммунисты начали активно работать над расширением своей электоральной базы. В этом смысле они сегодня смотрятся как актуальные левые, нежели наследники коммунистических идей», — сказал эксперт в комментарии АБН.
 
По мнению политолога Екатерины Шульман, поддержку КПРФ можно объяснить традиционной левизной российского избирателя. По ее словам, это типичная ситуация для стран с небогатым населением, которое преимущественно работает по найму. Кроме того, КПРФ становится «транспортом» для оппозиционных кандидатов, удобной площадкой для выдвижения.
 
«У нас любая зарегистрированная партия это у же некоторый актив. Это не роскошь, а средство передвижения. Вот КПРФ часто, особенно на региональном уровне, становится таким средством передвижения для политически активных людей», — считает эксперт. По мнению Шульман, часто воззрения кандидатов имеют мало общего с коммунистическими.
 
На отрыв кандидатов от КПРФ о марксистско-ленинской идеологии указывает и Дмитрий Солонников.
 
«Если мы говорим про губернаторские выборы, это противостояние действующих мэров и региональных элит, с которыми они не могут договориться. А представитель элит выдвигается от КПРФ. Но в принципе, они могли выбрать и „Справедливую Россию“», — полагает эксперт.
 
В целом же он не считает успехи коммунистов существенными — в сравнении с 1990-ми годами.
 
«В Госдуме у них была крупнейшая фракция. И спикер ГД долгое время был именно представитель КПРФ, — напоминает Солонников. — На сегодняшний день этого нет. Коммунистическая партия занимает строго небольшую нишу в районе 15% электората в среднем по стране, где-то меньше, где-то больше».
 
Дмитрий Борисов / АБН