Чтобы ОНФ не превратился в бюрократическую структуру, в организации работает кадровый лифт. Существует негласное правило центрального штаба движения: активисты, выросшие до уровня чиновников, должны покинуть руководящие посты в «Народном фронте», оставаясь в структуре. Таким образом «фронтовики», ставшие министрами, губернаторами или вице-губернаторами, освобождают посты в ОНФ для новых усиливающихся кандидатов.
— Исключение пока сделано для главы Республики Крым Сергея Аксенова, в силу того что полуостров продолжает интегрироваться в российскую правовую сферу, — пояснили в ОНФ.
Исходя из данных на сайте движения, 99,9% его сопредседателей сегодня представлены главами промышленных предприятий, ректорами вузов, представителями профсоюзов, общественных организаций, федеральными и региональными парламентариями.
Как считают эксперты, рано или поздно пост сопредседателя придется покинуть и Сергею Аксенову.
— Думаю, что это общий подход. Просто Крым сейчас — особая территория, где перезагрузка органов власти еще будет происходить какое-то время, и очевидно, что Сергею Аксенову важно опираться на широкую поддержку населения, именно поэтому он остается сопредседателем регионального отделения, — считает глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Что касается других территорий, по мнению Костина, губернаторы будут пытаться влиять на деятельность ОНФ в своих регионах, но инструментов для такого влияния у них будет гораздо меньше.
— Потому что самый простой способ, если ты состоишь в организации как один из ее членов, вносить те или иные вопросы, высказываться в отношении тех или иных кандидатур. Конечно, попытки давления со стороны региональной власти не прекратятся, губернаторы будут действовать более опосредованно, но ОНФ как раз и должен этому противостоять, — поясняет Костин, полагающий, что, как показывает ситуация в Перми, ОНФ выполняет эту работу успешно.
Эксперт считает, что региональные конфликты с участием губернаторов происходят по вине глав субъектов, которые воспринимают себя как хозяев в своих регионах, а не как высших должностных лиц, которые оказывают услуги населению, а также потому что они не хотят слышать в свой адрес критики.
— Стремление губернаторов влиять на ситуацию естественно, оно понятно и вряд ли полностью непреодолимо. Вопрос в том — выстраивается ли баланс за этой попыткой влияния? И как сделать так, чтобы не допускать доминирования и полного слияния, чтобы не допустить положения региональных отделений ОНФ как вассальных по отношению к областным администрациям? — рассуждает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, считающий, что ОНФ, дистанцируясь от региональной власти, решает две задачи — повышение своего имиджа и открытости организации для более широкого круга общественности.
— От региональных конфликтов не избавит, потому что они неизбежно будут происходить в региональной элите, а ОНФ всё равно будет в них вовлекаться. Но может избавить от ассоциаций с непопулярными чиновниками, которые будут стараться контролировать и удерживать свое влияние в общественном движении, — считает глава коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко.