События и комментарии экспертов фонда

  |  09 декабря, 2015   |   Читать на сайте издания

Губернаторов губят экономика и аффилированность

Близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) презентует очередной рейтинг эффективности губернаторов. Самые низкие позиции в нем получили губернаторы, показывающие неспособность справиться с внутриэлитными конфликтами и улучшить экономические показатели вверенных им территорий. Эти факторы могут повлиять на решение федерального центра об отставке таких политиков.
Близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества презентует в четверг очередной рейтинг эффективности губернаторов. В пояснительной записке к исследованию говорится, что губернаторы оценивались по социологическим и статистическим показателям их регионов, ситуации в информационном пространстве вокруг того или иного руководителя, экспертной оценкой экономической ситуации, а также фактора аффилированности. Он показывает, насколько губернатор способен обеспечить условия честной экономической конкуренции в регионе, а также их вовлеченность в деятельность бизнес-структур.
 
На последних позициях в этот раз оказались руководитель республики Северная Осетия Тамерлан Агузаров, губернатор Пермского края Виктор Басаргин, губернаторы Ярославской и Тверской областей Сергей Ястребов и Андрей Шевелев.
 
Политолог Леонид Давыдов, принимавший участие в составлении рейтинга, говорит, что низкое положение губернатора в рейтинге — это не руководство к снятию, но показатель того, что в этих регионах отсутствует прогресс. «И социологические, и статические службы фиксируют, что у них нет прогресса. Может, он где-то отдельно и наблюдается, но совокупность факторов тянет их вниз», — объясняет эксперт.
 
В случае Шевелева примечательно, что в следующем году истекает срок его полномочий и ему придется пройти через выборы, чтобы остаться на своем месте. При этом все негативные тенденции в области, по мнению Давыдова, сохраняются.
 
Ястребову же так и не удалось решить муниципальные конфликты. «Все проблемы как были, так и остались», — замечает Давыдов.
 
Еще одним губернатором, которому внутриэлитные конфликты не позволяют подняться в рейтинге — руководитель Карелии Александр Худилайнен, он также оказался в десятке губернаторов с низким рейтингом. У Худилайнена затяжной конфликт с мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной, оппозиционной региональным властям. И здесь опять же какой-то тенденции к улучшению ситуации пока нет, так же как не видно и победной стратегии, считают составители рейтинга.
 
Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский согласен с выводами ФоРГО относительно Шевелева и Ястребова. А вот по Агузарову у него другое мнение. Агузаров вступил в свои полномочия в Северной Осетии только в сентябре этого года и, по словам Туровского, в регионе к нему сильный кредит доверия.
 
«Он пытается достаточно активно включиться в работу с общественным мнением, — говорит Туровский. — А его позиция в рейтинге ФоРГО во многом «наследство» позиции предыдущего руководителя Таймураза Мансурова. Получается, что они на одном уровне, но это не так. Агузаров пытается активизироваться».
 
Еще один губернатор, который не так давно вступил в должность, но которого не пожалели эксперты ФоРГО — руководитель Иркутской области Сергей Левченко. Его позиции такие же, как у Худилайнена. Левченко — представитель КПРФ и в этом году отвоевал свой пост на выборах, победив во втором туре кандидата от «Единой России» Сергея Ерощенко.
 
«Тут сказывается наследие предыдущего губернатора. Тяжесть социально-экономических проблем, которая была, никуда не делась. Кроме того, не видно со стороны губернатора и какой-то демонстрации того, что ситуация может измениться», — комментирует эксперт положение Левченко.
 
По мнению Туровского, ожидать какой-то высокой эффективности от Левченко за столь короткий срок было бы странно, так же как и оценивать пока рано. «У него низкий старт. В регионе множество конфликтов, которые есть и будут в ближайшее время. В условиях непростых отношений с федеральным центром, общественная поддержка тоже гигантской быть не может», — считает Туровский.
 
В пояснительной записке к исследованию отдельно отмечаются три руководителя регионов, которые получили заметное снижение из-за фактора аффилированности.
 
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев получил понижение из-за приговора бывшему руководителю управления автомобильных дорог области Александру Трубникову, который получил 7,5 лет колонии строгого режима за взятки в крупных и особо крупных размерах.
 
Глава Хакасии Виктор Зимин пострадал в рейтинге из-за приговора экс-вице-премьеру и министру сельского хозяйства Хакасии Ивану Вагнеру — его признали виновным в незаконном участии в предпринимательской деятельности. А руководителя Ульяновской области Сергея Морозова подвели проверки Счетной палаты РФ. Они стали основанием для инициирования следственных действий МВД РФ в отношении Центра ядерной медицины и отдельных сотрудников правительства Ульяновской области.
 
В следующем году пройдут думские выборы, и федеральные власти будут учитывать в том числе и эти приговоры при планировании тех или иных замен в губернаторском корпусе. «Прогнозировать сложно. Но к отставке может привести плохое управление внутриэлитными конфликтами и низкие экономические показатели», — размышляет Давыдов.
 
Однако Туровский считает, что близость федеральной кампании наоборот отдвигает вопрос о снятии того или иного губернатора на дальнюю перспективу.
 
«Я не исключаю, что губернаторы, которые показывают неэффективную работу, могут лишиться своих позиций в следующем году, — размышляет Туровский. — Но я думаю, что большая часть таких решений будет отнесена на поствыборный период. Слабым губернаторам дадут проявить себя в думской кампании».
 
Любая точечная замена на данном этапе, по его мнению, может привести к конфликтам в верхах.