События и комментарии экспертов фонда

  |  24 ноября, 2015   |   Читать на сайте издания

Россия и Турция: полшага до войны

Инцидент с российским военным самолетом Су-24, который потерпел крушение в Сирии, претендует на статус самого неоднозначного в этом году. Относительно предсказуемые позиции, которые заняли стороны конфликта – Россия и Турция – вдоволь компенсируются неожиданной для нашей страны реакцией Запада. Пока официальный Вашингтон отмалчивается, ожидая результатов расследования, а НАТО призывает к деэскалации, неофициальные источники из Госдепа и Белого дома вовсю раздают интервью журналистам, в которых нелестно отзываются о действиях турецкой стороны.
 
Американская газета Daily Beast публикует комментарий "официального лица в США", пожелавшего остаться неизвестным. Оказывается, турецкая сторона не оповещала партнеров по коалиции по борьбе против террористической организации ИГИЛ о намерении сбить самолет ВКС РФ. "Они просто сделали это", - говорит источник. Дальше больше. Рейтер со ссылкой на еще одного неназванного американского чиновника сообщил: в США считают, что российский Су-24 сбили в воздушном пространстве Сирии, о чем свидетельствует обнаруженный "тепловой след самолета".
 
Напомним, по официальной версии, которую озвучил президент России Владимир Путин, истребитель Су-24 был сбит ракетой типа "воздух-воздух" с турецкого F-16 над сирийской территорией и упал в четырех километрах от границы с Турцией. Эксперты в один голос твердят, что самолет действительно мог залетать в турецкое воздушное пространство, но от силы на несколько секунд, а значит, что никаких многочисленных предупреждений перед выстрелом, о которых сообщает турецкая сторона, просто не могло быть. "Скорость Су-24 около 1500 км/час. Кусок территории, который "типа" был нарушен - 2,5 км. Т.е. этот отрезок самолет преодолевает за 6 секунд. Как можно за 6 секунд 10 раз предупредить, навести ракету и сбить самолет? Или они готовились?" - задается вопросов в Facebook Руководитель Центра мониторинга и анализа процессов в медиа Фонда развития гражданского общества Александр Астафьев.
 
А блогеры вспоминают, как турецкие власти после инцидента с их самолетом в сирийском воздушном пространстве в июне 2012-ого года в один голос твердили, что такие ситуации крайне сложно проконтролировать. "Это обычная практика для боевых самолетов - иногда пересекать и покидать [национальные> границы, если учесть их скорость над морем. Это происходит не по злому умыслу, и такие вещи сложно контролировать из-за скорости истребителя", - сказал на тот момент президент Турции Абдулла Гюль. То есть туркам "случайно" на сирийскую территорию можно, а нам в их воздушное пространство нет?
 
Но если турецкие ВВС действовали не спонтанно, а по плану, получается, что они поддерживают ИГИЛ, против которого воюет на сирийской территории российская авиация? "Маски сброшены. Теперь не осталось иллюзий, кто финансировал ИГИЛ, кто покупал их дешёвую контрабандную нефть. И кто терял миллионы долларов из-за того, что наша авиация уничтожала вереницы конвоев с нелегальным горючим. То, что раньше казалось теорией заговора, теперь стало очевидным", - пишет в Facebook блогер Степан Манцуров. "Очевидно, что Турция не просто поддерживает ИГИЛ (общеизвестно о подготовке, снабжении, доставке и реабилитации боевиков), но готова воевать за ИГИЛ", - настаивает там же в Facebook депутат Госдумы Роберт Шлегель.
 
Подобные обвинения, только в более мягкой форме, звучат даже официально. Российский президент Владимир Путин назвал инцидент с самолетом "ударом в спину" со стороны пособников террористов. А ведь ракету по нашему истребителю пустили турецкие ВВС, а не какие-нибудь повстанцы.
 
Ситуация усугубляется ещё и тем, что до сих пор не прояснилась судьба летчиков, которые, по информации минобороны, успели катапультироваться. Практически сразу после трагедии в социальных сетях, а затем и в СМИ появилась видеозапись, на которой видно, как сирийские туркмены расстреливают нашего пилота. По слухам, убитый лётчик - гвардии майор Сергей Румянцев, а второй член экипажа – штурман - взят в плен, но пока жив. "Судьба летчиков, по официальной версии, по-прежнему неизвестна. Вражьи голоса заявляют, что один погиб, другой у них в плену. Турки все откровеннее, вслед за египтянами, занимают проигиловскую позицию", - пишет в комментариях на Facebook журналист Анна Круглова.
 
Во многом именно с издевательством над пилотами, а не с самим фактом пуска ракеты, связана жесткая реакция российских властей. Практически сразу дипломаты отменили визит главы российского МИД Сергея Лаврова в Турцию. А потом, несмотря на заявленный не военный ответ на инцидент, в Минобороны приняли решение направить в прибрежный район провинции Латакия крейсер "Москва" оснащённый системой ПВО "Форт", которая будет "прикрывать" наши самолеты от любых ракетных ударов. "Все цели, представляющие для нас потенциальную опасность, будут уничтожаться", - пообещал начальник Главного оперативного управления Генштаба РФ Сергей Рудской.
 
Другая, менее жесткая на первый взгляд, но серьезно бьющая по экономике курортных районов Турции мера – официальная рекомендация Ростуризма прекратить реализацию путевок в Турцию. Крупнейшие туроператоры уже свернули продажи, а российских туристов на турецких курортах находится немного – в Анталии сейчас не сезон. "В связи с внезапным выбытием из списка всероссийских здравниц Хургады и Анталии, вангую, что на какое-то время всероссийской здравницей станет Акаба. Думаю, что если король Абдалла не совсем дурачок, то он уже вовсю это с Путиным в Сочи обсуждает", - предполагает в Facebook российский политический деятель Дарья Митина.
 
Но главное, это, конечно, грозящая обеим странам потеря экономических связей и выгодных контрактов, а это астрономические суммы. В 2014-ом году оборот товаров и услуг между нашими странами составил почти 44 млрд долларов, а к 2023-ему году мы планировали выйти на отметку в 100 млрд долларов. Теперь все эти планы если не отменятся, то уж точно будут заморожены.
 
Обозреватель Noteru.com Марьяна Кленова.