Фронтальное наступление
Представителям Общероссийского народного фронта (ОНФ) запретят использовать бренд движения на выборах в Госдуму. Но участвовать в кампании можно, выдвигаясь от разных партий. Это поможет решить проблему нехватки партийных кадров, а «фронтовики» смогут сформировать в парламенте коалицию. Не исключено, что часть региональных списков «Единой России» возглавят беспартийные кандидаты.
На выборы в Госдуму в сентябре 2016 года могут пойти 74 политические партии. У 14 из них есть парламентская льгота, то есть право выдвигаться без сбора подписей избирателей. Но помимо партий, есть еще одна сила, которая, по оценкам экспертов, способна оказать существенное влияние на избирательный процесс.
В ходе открывшегося 18 ноября в подмосковном Аносино семинара-совещания Общероссийского народного фронта (ОНФ) был обозначен формат участия представителей этого президентского движения в думской кампании.
Первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин, выступая перед региональным активом ОНФ, заметил, что «фронтовики» могут пригодиться самым разным политическим силам.
«Если вы авторитетны в своем регионе, то любая партия будет заинтересована в том, чтобы востребовать вас в качестве кандидата по одномандатному округу либо лидера региональной группы списка. Это может быть и “Единая Россия”, и “Справедливая Россия”, и “Родина”, и “Патриоты”, и другие партии, которые работают с ОНФ», — обратился он к сопредседателям региональных штабов и руководителям региональных исполкомов Народного фронта.
При этом, подчеркнул кремлевский чиновник, «не может идти речи ни о каких квотах и разнарядках». «В первую очередь это желание самого члена Народного фронта», — заявил Володин. Таким образом, созданный в мае 2011 года Общероссийский народный фронт рассматривается в Кремле в качестве кадровой скамейки.
Но идти на выборы под брендом ОНФ не получится: членам Народного фронта придется выдвигаться исключительно от своего имени. По словам Володина, движение не может принимать участие в выборах на стороне какой-либо политической силы.
Также не будет никакой символики Народного фронта в агитационных материалах, при этом выдвинувшимся кандидатам позволят указывать свое членство в ОНФ. Кстати, в августе, по данным «Левада-центра», ОНФ догнал по популярности «Единую Россию».
Профессор кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики (ВШЭ) Григорий Тульчинский считает интеграцию индивидуального ресурса на парламентских выборах перспективной, поскольку практика показала, что исключительно партийный подход не полностью отвечает потребностям общества.
Профессор РЭУ имени Плеханова Владимир Егоров неоднозначно оценивает планы представителей Народного фронта избраться в Госдуму от разных партий. «В связи с внешнеполитической обстановкой необходима консолидация политического сообщества, элиты, общественного мнения вокруг позиции президента. И в этом плане Народный фронт может сыграть положительную роль, — рассуждает эксперт. — Но с точки зрения дальнейшего развития демократии все не так просто. Много ли плюрализма в парламенте, где носители одних и тех же идеологических установок выступают от разных партий?»
Свой запрос на кадры из Фронта партии уже формируют. Собеседники «Ленты.ру» в ОНФ допускают, что некоторые региональные списки партии власти могут возглавить беспартийные члены движения. Это может произойти например, в тех регионах, где рейтинг представителя ОНФ выше, чем у единоросса.
Так, депутатам Госдумы, сопредседателям центрального штаба ОНФ Станиславу Говорухину и Ольге Тимофеевой поступили предложения от ставропольских единороссов участвовать в праймериз ЕР. И Говорухин, и Тимофеева не состоят в партии, уточнили в ОНФ. В «Справедливой России» также планируют консультироваться с Фронтом по поводу выдвижения тех или иных кандидатов в одномандатных округах. Активно работают с региональными отделениями ОНФ и «Патриоты России».
В 2011 году, когда рейтинг «Единой России» падал, созданное по инициативе премьер-министра Владимира Путина общественное движение, по мнению многих экспертов, помогло партии власти обеспечить большинство в нижней палате парламента. Тогда в список «Единой России» были включены беспартийные сторонники Владимира Путина — представители различных общественных организаций и различных профессий. ОНФ объединил тех, кто в целом солидарен с властью, но в правящей партии не состоит. В результате в Думу шестого созыва прошли порядка 80 депутатов от ОНФ. Они состоят во фракции ЕР, но в партию вступили не все.
И в 2016 году, став депутатами Госдумы или пройдя в региональные парламенты (на следующий год запланированы выборы в 38 законодательных собраний), «фронтовики» вполне могут снова стать парламентской силой. Тогда благодаря им в новом созыве Думы будет образована широкая коалиция. При этом, по наблюдениям опрошенных «Лентой.ру» политологов, депутаты, которые действуют от имени ОНФ, менее скованы партийной дисциплиной, чем их коллеги.
Председатель правления фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов полагает, что влияние Фронта на думскую кампанию может быть большим, если движению удастся вовлечь в нее настоящих лидеров общественного мнения из регионов. «В то же время фронтовикам придется решать непростую задачу снятия “аллергии” региональных властей на этих самых лидеров мнения, которые зачастую с ними конфликтуют, — говорит он. — В противном случае региональные власти, видя угрозу в кандидатах от ОНФ, всеми силами станут препятствовать их работе, в том числе ограничивая их присутствие в СМИ».
Дина Ушакова