Наутро. 11 ноября
В среду «Известия» сообщили о возможном прекращении досрочных губернаторских выборов уже со следующего года. По информации издания, ссылающегося на источник в администрации президента, проблема не столько в самих досрочных выборах, сколько в том, что желание губернаторов быть избранными досрочно не всегда соответствует интересам населения.
К тому же сообщается, что в Кремле недовольны тем, что главы регионов используют рейтинг президента Владимира Путина в своих целях, губернаторам уже порекомендовали отказаться от улучшения собственного имиджа за счет главы государства. «Многие выборы проходят по референдумному принципу. Но бывает и так, что в пользу губернатора подключается рейтинг президента. Это нужно исключить. Досрочных выборов в следующем году станет значительно меньше», — приводит издание слова своего источника. При этом досрочных выборов в следующем году действительно станет меньше хотя бы потому, что в большинстве российских регионов они прошли в этом или прошлом году.
Профессор кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС Дмитрий Слизовский согласен с существованием проблемы досрочных губернаторских выборов: «Эта проблема, как мне кажется, связана с тем, что сложилась практика того, что губернаторы инициируют досрочные выборы. Я не могу сказать, что инициация досрочных выборов губернаторов это законный или незаконный акт, но мне думается, что тем самым губернаторы действительно хотели бы через досрочные выборы упредить развитие современного, сложного внутрироссийского политического процесса», — предполагает профессор.
«Поскольку сложность процесса есть, это означает, что для них досрочные выборы являются ускорением либо минимизацией своих личных проблем», — говорит эксперт, поясняя, что в текущих условиях неустойчивой —и значит непредсказуемой— политической ситуации губернаторы пользуются тем, что они пока при власти, при силе и имеют возможность быстро организовать процедуру своих собственных выборов.
«Процедуры решения проблем для каждого губернатора индивидуальны, но есть и уже сложившийся механизм: идет обращение в администрацию президента, идет подпитка или обращение к категории влиятельных политических деятелей на уровне Государственной думы, Совета Федерации. Я полагаю, что досрочные выборы губернаторов, и их стремление пройти через эту процедуру крайне опасно именно для качества политического процесса и управления, тех функций, которые исполняют губернаторы», — размышляет Дмитрий Слизовский.
Он видит решение проблемы в отказе от досрочных выборов и заведением этого процесса в рамки закона: «Тогда губернатор будет знать, что есть процедуры легальных выборов, кандидаты в губернаторы будут знать, что эта процедура прогнозируемая, и в таком случае возможность электората влиять на эту процедуру будет более существенная», — считает эксперт академии.
Профессор согласен, что губернаторы очевидно пользуются преимуществами президента в своих интересах, его высоким рейтингом и имиджем, однако он не считает, что это первостепенная проблема, которую сейчас необходимо решать. «Я бы не сказал, что принципиально важная проблема в том, что губернаторы пользуются статусом, рейтингом и высокими оценками деятельности президента. Конечно, каждый из них сегодня хотел бы быть декларируемым сторонником политики президента Российской Федерации, но это обычная практика, не вижу здесь ничего сверхъестественного», — говорит Слизовский.
По его предположениям, маловероятно, что кандидаты в губернаторы будут демонстрировать что-то, противоречащее сложившимся представлениям российского электората о направлении развития, которое избрал президент России. «Они сейчас все-таки будут стараться идти в русле президентского имиджа и представления электората о том, что делает президент», — считает профессор.
«Мне кажется, что губернаторы как должностные лица, особенно в Российской Федерации — это крайне важные фигуры и субъекты современной российской политики. Я думаю, что если бы они проходили без апеллирования к статусу президента и решали свои собственные проблемы через признание их значения, авторитета, роли, реальных дел, которые решали кандидаты в губернаторы и губернаторы, то такая политика была бы более правильной», — резюмирует эксперт РАНХиГС.
Эксперт НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований Николай Петров тоже поделился с «Полит.ру» мнением по этому вопросу: «Я бы отметил два момента: первый — это то, что те многочисленные досрочные выборы, которые мы видели в последние два года, были как раз связаны с тем, что Кремль хотел максимально разгрузить период федерального электорального цикла, а именно 2016 и 2018 годы, от выборов региональных — с тем, чтобы руководство в регионах, политические элиты могли бы целиком сконцентрироваться на выборах федеральных и не отвлекались бы на выборы свои. Поэтому значительную часть тех функций, которые досрочным выборам отводились, они уже выполнили».
«А второе — это, в принципе, то, что ситуация достаточно динамична. Поэтому можно, конечно, предположить, что в 2016 году дополнительных выборов губернаторов не будет. А что будет дальше, мне кажется, сегодня не может спланировать никто, в том числе и Управление внутренней политики, которое может стоять за этим решением», — сказал Николай Петров.
Руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин напомнил, что за последние четыре года свой пост получили или обновили в 70 регионах, поэтому в следующем году вполне ожидаемо уменьшится число досрочных выборов.
«Естественно, что после возвращения прямых выборов многие главы регионов стремились переподтвердить свои полномочия в соответствии с новыми правилами. Получить поддержку своих программ развития субъекта в ходе прямых электоральных процедур. На сегодняшний день этот процесс близок к завершению и тенденция, очевидно, пойдет на спад. Если же говорить о поддержке президента, то она имела решающее значение для результатов как досрочных, так и плановых выборов. И этот ренд, безусловно, сохранится», — рассказал он «Известиям».