События и комментарии экспертов фонда

  |  04 ноября, 2015   |   Читать на сайте издания

Политика массового привоза варягов не бывает успешной – эксперты о кадровых решениях Гапликова

Политолог Александр Кынев объяснил проводимую врио главы Коми Сергеем Гапликовым кадровую зачистку опасением связывать себя с чиновниками из команды Вячеслава Гайзера, на каждого из которых в любой момент может быть заведено уголовное дело. Однако чрезмерное увлечение варягами, по мнению эксперта, может сделать новую команду неэффективной. При этом политолог Станислав Еремеев полагает, что федеральный центр в принципе поставил перед Гапликовым задачу заменить старую управленческую команду, а деление чиновников на варягов и «своих» он считает «вчерашним днем».
 
За месяц пребывания в качестве врио главы Коми Сергей Гапликов уволил большую часть высокопоставленных чиновников из команды своего предшественника Вячеслава Гайзера. Судя по всему, останавливаться он не собирается. «Не все останутся на своих должностях, произойдет ряд кадровых изменений, произойдут системные функциональные изменения, которые направлены на активизацию и более качественное выполнение задач, стоящих перед правительством», – объявил он на совещании с органами исполнительной власти 2 ноября. На следующий день Гапликов продолжил увольнения.
 
При этом стоит обратить внимание, что освободившиеся места занимают преимущественно варяги. Так, главой комитета по информатизации стал бывший подчиненный Гапликова по временам работы в «Олимпстрое» Михаил Порядин, министром архитектуры и строительства назначен экс-руководитель департамента строительства Краснодарского края Виктор Абулгафаров, главой комитета по ЖКХ – оправданный по подозрению в мошенничестве бывший сити-менеджер Смоленска Константин Лазарев, должность постоянного представителя региона при президенте РФ занял бывший коллега врио по службе в Минэкономразвития Григорий Саришвили, а минздрав возглавил главврач детской клинической больницы из Нижнего Новгорода Дмитрий Березин.
 
Руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в Санкт-Петербурге Станислав Еремеев считает, что вместе с назначением на должность врио главы республики Гапликов получил задачу заменить старую управленческую команду. «Старые структуры создавались не один год, и ни для кого не секрет, что люди, которые долго работают друг с другом, часто заменяют производственные отношения личными», – отметил политолог. «Вопрос, насколько успешно выполняется задача формирования новой команды и насколько новые управленцы будут эффективнее прежних, получит ответ со временем, даже не в ближайшие месяцы. Сегодня стоит задача очищения управленческих кадров от любых элементов местничества», – подчеркнул Еремеев.
 
Вместе с тем Еремеев полагает, что опора Гапликова на варягов сама по себе не является проблемой при выстраивании отношений с политическими и бизнес-элитами Коми и ее жителями. Эксперт считает, что деление на «своих» и «чужих» – «это все из времен патриархального общества, вчерашний день, архаика». По словам политолога, в современной России есть много примеров, когда руководитель-варяг успешно вписывался в структуру руководства региона и становился «своим». Еремеев добавил: «Вопрос не в том, кто свой, а кто чужой, а в том, насколько успешно решаются задачи, стоящие перед главой региона».
 
Политолог из Коми Игорь Гончаров вполне допускает, что поведение врио главы региона выражает желание «тотально зачистить» наследие Гайзера. Это явление он считает вполне нормальным. «Даже если вспомнить Торлопова, который был выходцем из республики, то при нем в 2001г. была полностью реструктурирована администрация, и аппарат чиновников в итоге поменялся целиком», – сказал эксперт.
 
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев кадровую политику Гапликова назвал изначально предсказуемой. Вместе с тем он заметил, что «ставка на привозные кадры мало где оказывалась эффективной»: «Случаев, когда политика массового привоза внешних кадров была бы успешной, я не припомню. Когда люди не знают специфики региона, истории неформальных взаимоотношений, это создает множество рисков. Может возникнуть множество подводных камней, уже не говоря о том, что появление нового чиновника означает появление его разных друзей из каких-то сфер бизнеса, что может привести как к психологическим [конфликтам], так и к конфликтам интересов».
 
«Оптимальный вариант при назначении губернатора-варяга – это чтобы количество привозных кадров было очень небольшим, а ставка делалась на местных»,– поделился своим мнением с «Клубом Регионов» политолог. Однако в Коми, по его словам, следовать этой установке очень тяжело, учитывая, что, администрация Гайзера фактически «продолжала» администрацию экс-главы Владимира Торлопова. Соответственно, «найти внутри администрации персон, не инкорпорированных в систему прежних связей, было крайне тяжело, здесь ситуация тупиковая, практически безвыходная», считает Кынев. К тому же он обратил внимание, что поток уголовных дел в отношении членов команды Гайзера не прекращается до сих пор. В этих условиях, по мнению эксперта, Гапликов просто не рискнул продлевать полномочия чиновников, которые неожиданно могут стать фигурантами очередного уголовного производства.