Эксперты: через несолько лет Рунет будет контролироваться иностранными сервисами
Как отмечается в докладе, текст которого поступил в распоряжение ИА "Интерфакс", интернет играет всё большую роль в жизни россиян. Так, к весне 2011 г. месячная аудитория Интернета выросла в 2 раза до 52,9 млн. человек (46% населения страны старше 18 лет), еще сильнее выросла еженедельная и ежедневная аудитория - до 42% и 33% соответственно. К весне 2012 г. ежедневная аудитория выросла уже до 38% от населения страны.
При этом речь идёт уже не только о жителях Москвы и Санкт-Петербурга: более 93% пользователей из тех, кто начал пользоваться Сетью за последние полтора-два года, не являются жителями Москвы и Петербурга. Характерно, что средний возраст российского интернет-пользователя, по данным ФОМ, составляет 33 года.
Сеть россияне все больше начинают воспринимать как авторитетный канал получения информации, говорится в докладе. Согласно исследованию Synovate Comcon, доверие Интернету как источнику получения информации составило в 2011 году 40%. Согласно данным ВЦИОМ, из центрального ТВ информацию получают 98% россиян, из регионального - 88%. На втором месте - пресса (центральную читают 70%, местную - 68%), на третьем - Интернет (59%), оказавшийся более востребованным, чем радио (центральное - 53%, региональное - 46%).
"Если показатели доверия граждан к интернету, как основному источнику информации, продолжат рост, то можно утверждать, что выборы Депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2016 г. и, тем более, выборы Президента России в 2018 г. пройдут в новой информационной реальности, где главная роль будет принадлежать всемирной Сети", - делают вывод авторы.
Впрочем, это не только повод для радости, но и для определённых волнений.
Как отмечается в документе, к настоящему моменту пять из двадцати лидеров Рунета по объему среднедневной аудитории являются не российскими по своему происхождению (Google, Youtube, Wikipedia, Facebook, Twitter). Таким образом, при сохранении данной тенденции, уже через несколько лет может сложиться ситуация, когда большая часть Рунета будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами России и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах, считают в Фонде развития гражданского общества.
"Различные американские фонды и корпорации активно инвестируют в успешные российские интернет-компании. Из 15 российских сайтов из топ-20 большая часть имеет значительную долю иностранного капитала, которая с течением времени возрастает". В качестве примера авторы приводят Mail.ru Group (контролирует Mail.ru, "Одноклассники", крупный пакет "Вконтакте"), в структуре которого южноафриканский холдинг Naspers владеет 29% акций, китайский Tencent - 7,8% и еще 30% акций находится в руках владельцев GDR, размещенных на британской бирже LSE", - отмечается в докладе.
Более того, многие российские популярные сервисы уже находятся вне российской юрисдикции. В частности, "Яндекс" официально зарегистрирован в Нидерландах, а "Вконтакте" переехала с российского домена Vkontakte.ru на международный домен Vk.com.
Составители документа также обращают внимание на то, что глобальные социальные сервисы - Facebook, Twitter и YouTube - становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил. В период зимы 2011 - весны 2012 года на пространстве Рунета также были "протестированы" многие сетевые технологии, ранее использовавшиеся в арабских странах, сказано в докладе. "В частности, речь идет о мобилизации людей на оппозиционные акции через массовую рассылку приглашений в социальных сетях, массовая скупка развлекательных сообществ с целью превращения их в протестно-политические, рассылка политического спама", - заявляют докладчики.
Также авторы отмечают укрепление позиций Google в России. В ближайшие 2-3 года вероятна ситуация, при которой Google сможет значительно упрочить свои позиции на российском рынке, прогнозируют они.
Кроме того, достаточно влиятельной силой становятся не только крупные СМИ, но и активно формирующаяся "прослойка профессиональных блогеров, чьи журналы и по контенту, и по размеру аудитории становятся все больше похожи на крупные интернет-СМИ". При этом сами блогеры не стеснены различными ограничениями и стремятся зарабатывать финансовый и политический капитал на своих журналах, участвуя в различных информационных кампаниях, в том числе, политического характера, подчеркивается в документе.
На особом положении находится и YouTube, который фактически занял монопольное положение среди видеохостингов. "Видеозаписи, размещенные на нем, все чаще вызывают широкий резонанс в блогосфере и СМИ. В ряде случаев, они становятся самостоятельными информационными поводами. Администрация YouTube порой принимает весьма спорные решения в области модерирования контента, что заставляет усомниться в ее нейтральности", - отмечается в тексте доклада.