События и комментарии экспертов фонда

  |  29 октября, 2015   |   Читать на сайте издания

Конфликт с интересом

После публикации последнего рейтинга эффективности губернаторов от Фонда развития гражданского общества (ФорГО) главы ряда регионов немного напряглись, СМИ затаились в предвкушение «жареного», а народ стал ожидать разоблачений очередных хорошавиных. Сюрпризы сулил новый показатель – степень аффилированности глав регионов с коммерческими структурами.

Глава Челябинской области Борис Дубровский оказался одним из двадцати чиновников, признанных лоббистами крупных компаний, и потерял из-за этого пять строчек в рейтинге. «Сейчас он занимает 21-е место, имея в своем активе 78 баллов, - говорит руководитель Уральского филиала «Фонда развития гражданского общества» («ФоРГО») Анатолий Гагарин. -  Причиной понижения рейтинга послужила история с арестом вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова, которому предъявлены обвинения в получении взяток на сумму более 1,5 млн. рублей». А за своих подчиненных губернатор отвечает, подчеркивает эксперт.

Но если на этот раз рейтинг Дубровскому понизили взятки подчиненных, то следующий рейтинг 21-й строчкой уже может не ограничиться. Дело в том, что бывший гендиректор Магнитогорского металлургического комбината (ММК), а ныне областной глава Борис Дубровский, не оставляет без внимания интересы близких к его прежнему месту работы фирм. Особенно это стало заметно на примере ситуации, сложившейся в сфере дорожного строительства.

В 2015 году по распоряжению губернатора в Челябинской области появляется министерство дорожного хозяйства и транспорта. Его возглавил экс-замминистра Алексей Гущин, ранее представлявший Магнитогорск в заксобрании. А дальше начинается настоящий цирк…простите, конфликт интересов: конкурсы, проводимые новым министерством, выигрывают компании, напрямую принадлежащие ММК и связанные с Гущиным.  

Так, например, 23 контракта на общую сумму 5,4 млрд руб. заключило ЗАО «Южуралавтобан», стопроцентная дочка ОАО «ММК», которая в свою очередь подконтрольна кипрскому офшору. Кстати, в январе 2015-го эта же компания уверенно выиграла конкурс-аукцион в качестве исполнителя работ по уборке и содержанию дорог… Челябинска. Причём, ЗАО из Магнитогорска стало единственным участником торгов. Уборка дорог в столице региона обойдется 876 миллионов рублей из городского и областного бюджетов... В Челябинске стали фиксировать такое явление, как «магниткофоббия» - боязнь уроженцев Магнитогорска, которые с этого года просто хлынули на самые хлебные места. Так, председателем совета директоров крупнейшего в Челябинске застройщика жилья, Южно-Уральской корпорации строительства и ипотеки (ЮУ КЖСИ), назначена дама из Магнитогорска Наталья Салеева, которая ранее возглавляла личный бизнес губернатора Дубровского - ООО «Синай».

НО вернемся к дорогам. Что самое любопытное,  Гущин, до того как был назначен в марте прошлого года замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, являлся… генеральным директором «Южуралавтобана». Поверить в то, что это обстоятельство никак не влияет на итоги конкурсов, практически невозможно.

Но, может, тут никакой коррупцией не пахнет? И все по-честному? Увы. При  ближайшем рассмотрении выясняется, что торги проводятся новым министерством с участием подставных структур, явно не рассчитывающих выйти из них победителем.

Например, в конкурсе на выполнение аварийно-восстановительных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера на автодорогах, помимо «Южуралавтобана», участвовали формально еще две независимые компании.

Одна из них, ООО «Пластовское ДРСУ», является дочкой компании ОАО «Спрэд», в которой Гущин также в свое время был генеральным директором. «Спрэд» зарегистрирован по тому же адресу, что и «Южуралавтобан». То что эти компании являются аффилированными, в министерстве вряд ли были не в курсе. Ведь, напомним, глава ведомства не просто знал о существовании этих фирм, но в одной из них был гендиректором, а применительно ко второй - возглавлял компанию-учредителя.

Третий участник торгов представлял собой индивидуального предпринимателя, то есть, по сути дела, не мог тягаться с крупными фирмами.

Масса вопросов насчет прозрачности дорожного хозяйства Челябинской области возникает и при дальнейшем анализе структуры собственности «Спрэда». Через несколько посредников эта фирма принадлежит некоему московскому ЗАО «Форб». А что такое «Форб»? Это юридическая компания, владеющая целым «букетом» фирм, связанных со строительством дорог в Челябинске. Именно они начали получать контракты с образованием нового министерства.

Какую роль в этом раскладе может играть Борис Дубровский, спросите вы? Возможно, самую главную. Можно предположить, что система распределения дорожных контрактов, полностью завязанная на структуры, принадлежащие или аффилированные с ММК, не может существовать вне связи с бывшим «генеральным». Во всяком случае, во всех этих сюжетах просматривается одно: крайне сомнительные обстоятельства проведения весьма привлекательных проектов компаниями, аффилированными с ММК. Наверное, поэтому г-н Дубровский и занял в рейтинге Костина 21-е место. Пока 21-е…