События и комментарии экспертов фонда

  |  25 октября, 2015   |   Читать на сайте издания

Эксперты оценили успехи в борьбе с коррупцией в России

Руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин на круглом столе в понедельник, посвященном борьбе с коррупцией в России, высказал мнение, что победить коррупцию полностью невозможно. Задача государства, по его словам, свести ее уровень к безопасному минимуму. В этом направлении имеются серьезные успехи: в последнее время государство стало бороться не только с такими видами коррупции, как подкуп должностных лиц и «банальное воровство из бюджета», но также и с использованием властных полномочий для личной выгоды, подчеркнул Костин.
Сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Александр Бречалов при этом подчеркнул, что для эффективной борьбы с расточительством в госкомпаниях могут понадобиться кадровые перестановки. «Индекс расточительности, к сожалению, пока не уменьшается. То есть, если (власти) в наших регионах как-то поумерили пыл по отношению к дорогостоящим закупкам, то сейчас солируют госкомпании», - сказал он, добавив, что «здесь пока не будет, наверное, отставок, к сожалению, ничего не произойдет».
Председатель Совета директоров фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»  (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский, выступая на круглом столе, сделал предположение, что раздражение россиян из-за проблем в сфере ЖКХ будет нарастать. «Причина понятна: это фонды капитального ремонта и принципиальная непрозрачность их деятельность. Имеет смысл на них обратить внимание и законодательно, и по линии ОНФ», - заявил он, передает ТАСС.
 
Напомним, что 26 октября в информационном центре ТАСС прошел круглый стол, посвященный борьбе с коррупцией в России. Участники мероприятия представили результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения «Коррупция в России: мониторинг».
 
«На протяжении последних нескольких лет в России сформировано и реально заработало достаточно глубоко структурированное законодательство по борьбе с коррупцией, по борьбе с конфликтами интересов на государственной и муниципальной службе, - напомнил в беседе с газетой ВЗГЛЯД замдиректора Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Александр Пожалов. - Если еще несколько лет назад вопрос о контроле за крупными расходами государственных служащих, лиц, занимающих высокие государственные должности, ставился как революционный, то сейчас мы видим, что достаточно предметно раскрыто понятие конфликта интересов», - отметил он.
 
Пожалов пояснил, что введены единые требования к декларированию имущества, доходов, крупных расходом и для государственных, и для муниципальных служащих всех уровней, и для руководящих сотрудников корпораций и государственных компаний. «Руководители бюджетных учреждений – ректоры вузов, главные врачи, директора школ участвуют в кампании по декларированию, - напомнил он. - Можно сказать, что за последние несколько лет федеральной властью была создана целостная законодательная рамка для профилактики коррупции и повышения открытости информации о доходах тех, кто так или иначе соприкасается с муниципальными, бюджетными деньгами, или тех, кто так или иначе причастен к выработке и принятию значимых государственных решений», - считает эксперт.
 
Он также напомнил, что за несколько лет создана система правил, по которым государственные и муниципальные служащие должны закрыть счета за границей, не иметь там активов, недвижимости. «Это также называют национализацией элит. В доказательство того, что они работают, мы видим, что достаточно серьезно обновился состав Совета Федерации, который раньше часто именовали как «палата миллиардеров», или «палата членов списка Forbes». Мы видим также очень высокое обновление депутатского корпуса. Многие предприниматели, которые находились в ГД, сделали для себя выбор в пользу либо собственного бизнеса, либо государственной работы и отказа от непосредственного владения активами», - отметил Пожалов.
«То, что сегодня эти нормы доведены до самого нижнего уровня власти – до муниципальных депутатов, это сигнал для всех потенциальных участников избирательных кампаний следующего года и в ГД, и кандидатов в региональные парламенты, городские депутаты, - также считает эксперт. - Им предстоит выбирать: или обеспечить полную открытость информации о своих доходах и соответствие законам, либо отказаться от личного участия в политической деятельности».
Собеседник отметил, что, по его мнению, совокупность антикоррупционных норм, принятых и активно внедряемых, направлена на реализацию одного из поручений президента – о создании системы регулирования лоббистской деятельности. «Мы видим, что у нас не создается отдельного закона о регулировании лоббистской деятельности, но через систему правил и ограничений  для тех же парламентариев разных уровней, по сути, вводятся нормы, регулирующие лоббистскую деятельность. Это движение вперед, к общемировым практикам разделения интересов политики и бизнеса друг от друга», - подытожил Пожалов.
 
Отметим, что по последним данным опросов россияне положительно оценивают действия властей в борьбе с коррупцией, эффективность работы на этом направлении стала ощутимее, чем в предыдущие годы. Такие выводы делают эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании данных опроса, представленных на круглом столе в ТАСС в понедельник, 26 октября.
 
В 2005 году лишь 3% респондентов отвечали, что в стране делается много для борьбы с коррупцией, а еще 27% считали, что результаты не слишком значительные. В марте 2015 года эти показатели были, соответственно, на уровне 11 и 39%, а в октябре - 10 и 38%. В связи с этим эксперты ВЦИОМ сделали вывод, что «определенные результаты деятельности властей сегодня отмечают около половины наших сограждан - 48% (с 30% в 2005 году)».
 
Что касается сфер, наиболее подверженных коррупции, то тут россияне на первые места ставят полицию и сферу медицины. Так, 32% опрошенных поставили на первое место ГИБДД. Медицине отдан 21% голосов, полиция (не включая ГИБДД) также получила  21% голосов. Далее идет судебная система - 20%, сфера ЖКХ - 19%, и «все общество в целом» - 18%.