Если изучить выборы, прошедшие за последние два десятка лет, то выяснится, что российские либеральные силы всегда отстаивали неизменность избирательного законодательства. Основным аргументом в дискуссиях на эту тему служило то, что, дескать, любые изменения играют на руку партии власти, а, стало быть, никакой нужды в них нет. В этом году риторика изменилась. Предвыборное законодательство срочно потребовало модернизации, причем именно сейчас — осенью 2015 года.
«Поступившись принципами, которые, очевидно, носят вполне себе конъюнктурный характер, авторы проекта презентуют свои инициативы не после выборов, не заранее — весной 2015 года, а как раз менее чем за год до предстоящих выборов в Государственную думу. Не двойные ли это стандарты? Ответ очевиден. Получается, что изменять избирательное законодательство в пользу партии власти недопустимо, а в интересах либералов — вполне оправдано и просто необходимо. Можно, конечно, предположить, что авторы готовы принять законопроект после избирательной кампании 2016 года. Но тогда возникает резонный вопрос, зачем выдвигать инициативу именно сейчас? Данный шаг можно истолковать по-разному. Возможно, повлиял громкий провал в Костроме, а возможно, есть просто желание создать громкий PR-повод, чтобы лишний раз заявить о себе общественности», — считает Констанин Костин.
Политолог обращает внимание и на то, что предложения КГИ имеют антиконституциальный подход, в то время как либеральная идеология традиционно возводит институты власти и гражданского общества в ранг наивысшей ценности.
К политическим партиям в нашей стране есть определенные требования, которые можно сравнить с чемпионатом по футболу. Зарегистрировать партию может любой желающий, для этого достаточно собрать всего пять сотен сторонников, но вот дальше наступает своеобразный квалификационный этап: сбор подписей, участие в муниципальных и региональных выборах, преодоление 5% проходного барьера. Вот именно за отмену этих квалификационных требований и ратует КГИ: надо и порог понизить до трех процентов, и сбор подписей упразднить, и криминальный фильтр снять. Последнее, похоже, необходимо для одного экс-советника одного из губернаторов.
«Примечательно, что еще в 2011 году между участниками избирательного процесса было заключено соглашение о том, что они добровольно отказываются включать в свои списки лиц, имевших судимость по тяжким преступлениям. Отсутствие криминального фильтра мы ведь уже проходили в 90-е годы прошлого века, когда в Госдуму за депутатской неприкосновенностью устремились криминальные авторитеты. И те экстренные шаги, которые приходилось предпринимать государству по недопущению криминала в органы законодательной власти, сложно назвать демократическими и институциональными», — пишет Костин.
Кроме того, он предупреждает о рисках, которые обязательно проявятся, если предложения КГИ претворят в жизнь.
«Если все 74 партии смогут без выполнения квалификационных требований участвовать в думских выборах, существует как минимум две угрозы. Первое — это риск, что избиратели будут демотивированы. В политике и маркетинге действует один принцип — избыточный выбор так же плох, как отсутствие выбора. Второе — это рассеивание голосов и искажение реально существующей структуры политических предпочтений. Не секрет, что среди зарегистрированных партий есть достаточно большое количество потенциальных спойлеров и технологических проектов. Очевидно, что в Госдуму они не попадут, однако, по долям процента смогут собрать 5−7% на всех. А это уже миллионы граждан, чей голос уйдет в никуда и будет перераспределен среди преодолевших проходной барьер», — заявляет политолог.
Еще одно противоречие, отмеченное Костиным, заключается в желании либералов получить места в Госдуме, не имея необходимого для этого количества сторонников. «Идея введения многомандатных округов, собственно, и направлена на достижение этой цели. Ни для кого не секрет, что у либералов имеется явный недостаток лидеров с серьезным электоральным потенциалом. На всю страну наберется лишь несколько десятков — явно недостаточно, чтобы успешно выступить в 225 одномандатных округах. Между тем участие в выборах по многомандатной системе позволит явному фавориту, набравшему 70−80% голосов, провести в Госдуму еще одного-двух сторонников, которые находились в течение избирательной кампании в тени и заняли 2-е или 3-е место с 10−15% голосов», — отмечает председатель правления ФоРГО.
В своем исследовании он подчеркивает, что граждане, желающие голосовать за либеральную, демократическую партию, должны быть представлены в российском парламенте, тем более, что среди партий, имеющих «федеральную лицензию», есть пять, которые разные группы либералов традиционно считают своими — «Яблоко», ПАРНАС, «Гражданская сила», «Гражданская платформа» и «Правое дело». «Однако завышать чьи бы то ни было шансы искусственным образом и создавать преференции, а следом и политические дисбалансы крайне опасно для устойчивости политической системы в целом. Добиваться поддержки избирателей нужно честным путем, на выборах», — резюмирует Костин.