«Это уникальный момент для „расторговки“ с элитой»
Для глав российских регионов начался новый политический сезон. До выборов Государственной Думы остается меньше года, и перед всеми губернаторами стоит главная задача — обеспечить победу «Единой России». Между тем у глав более чем десяти субъектов есть и другая головная боль — сохранение собственных мест. Как главам регионов подготовиться к предстоящим выборам в Госдуму, стоит ли назначенцам идти к президенту Путину с прошением об отставке и разрешением на досрочные всенародные выборы, каковы шансы на продолжение карьеры у свердловского губернатора Евгения Куйвашева — советы и комментарии ведущих российских аналитиков в материале «URA.Ru».
У глав российских регионов появился еще один шанс пойти на досрочные выборы. Новый политический сезон, кульминацией которого станут выборы в Госдуму, многими оценивается как наилучшее время для подачи президенту прошения о досрочном сложении полномочий и разрешении на участие в прямых выборах.
Вместе с тем в экспертном сообществе мнения по этому поводу разделились. Аналитики единодушны лишь в одном: массовых «досрочников» в этом сезоне не будет.
Эксперты объясняют свою позицию тем, что это невыгодно Кремлю. Хотя, по мнению руководителя экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонида Давыдова, для самих глав регионов это, напротив, очень удобно.
«Логика здесь такая: считается, что это удобно — пойти „под общим зонтом“ выборов в Госдуму; еще, не дай бог, „заксы“, тут еще и губернаторы будут — все в пакете. Появляется масса возможностей для „расторговки“ с элитой — для того, чтобы снять конкуренцию и в рамках общего федерального тренда решить свои вопросы, — отметил Давыдов. — Мой совет: если есть возможность получить „досрочку“ в этом году, ее нужно получать и идти».
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, в свою очередь, считает, что о массовости «досрочников» говорить рано, во-первых, потому, что потенциально их осталось не так много, во-вторых, большинство из них достаточно слабые, в-третьих, просто-напросто еще не пришло время для таких решений.
«Я думаю, что процесс может начаться только ближе к весне, потому что большая часть губернаторов, которые технически могли пойти на досрочные выборы, уже либо переизбрались, либо проиграли выборы, как [бывший губернатор Иркутской области Сергей] Ерощенко. А некоторые из них не хотели идти на выборы, например, глава Мордовии [Владимир] Волков, — отметил Виноградов. — Если посчитать тех, кто технически способен пойти на выборы — это единицы. Думаю, один-два кейса могут возникнуть, но не больше. „Бойцы“ закончились. Скорее, будет интрига вокруг судьбы действующих губернаторов, в том числе переизбранных, по поводу того, что их будут пытаться „шатать“, несмотря на то, что они прошли прямые выборы, как это было с тем же [главой Республики Коми Вячеславом] Гайзером».
Михаил Виноградов уверен, что ожидать массовых заявлений о досрочных выборах глав субъектов не стоит еще и потому, что Кремль пытался максимально разгрузить 2016 год ради выборов в Госдуму. С этим мнением согласен и его коллега, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «Досрочное переизбрание в следующем году вряд ли входит в планы федерального центра. Кто будет рисковать в ситуации с выборами в Госдуму, главной кампанией? — отметил эксперт. — Вообще была задача — развести проблемные выборы и те, которые являются главными после президентских. У федерального центра нет никакого желания делать ставку на досрочные выборы не самых популярных губернаторов в следующем году, если они могут снизить результаты партии власти. Кого интересует судьба отдельно взятого губернатора? Есть те, у кого подходит срок выборов в следующем году. Но, если говорить о каких-то проблемных губернаторах, то идти им навстречу — это самому себе создавать проблему».
По мнению Леонида Давыдова, повлиять на решение самих губернаторов, пока еще не использовавших свое право на досрочные выборы, может лишь одно обстоятельство — уверенность в том, что им удастся «получить „досрочку“». Стандартная процедура консультирования в администрации президента может закончиться для любого из них как согласием со стороны первого лица, так и отказом. «Если губернатор делает запрос и ему не разрешают, для него это плохо: значит, его лоббистские возможности слабые», — резюмирует Давыдов.
Вместе с тем эксперты признают, что вряд ли кто-то вообще узнает, было ли прошение главы того или иного субъекта о досрочной отставке и заявление о его желании переизбраться. «Если Путин не разрешает кому-то пойти, для губернатора, конечно, плохо, но этот факт обычно не предаётся публичной огласке, — отметил Михаил Виноградов. — Единственный, кто сделал гласной эту историю, был [глава Пермского края Виктор] Басаргин, который признался, что он просился, но его не пустили. Это, конечно, не очень хорошо. Надо понимать, что напрямую спрашивают только тогда, когда вопрос решен, когда губернатор знает, что ему ответят „да“. Ответ „нет“ он получает по другим каналам».
«Мы не узнаем об этом (об отказе), — поддерживает коллегу Константин Калачев. — Многие губернаторы просились на „досрочку“. Но никто об этом не знает. Например, [губернатор Ульяновской области Сергей] Морозов, губернатор Тульской области Владимир Груздев — им якобы отказали, но все это слухи, ничем не подкрепленные: никто в этот момент свечку не держал, факт отказа не был зафиксирован в СМИ».
Эксперты уверены, что для всех губернаторов в течение предвыборного периода важно одно — удержаться в рамках федеральной повестки, какой бы она ни была. По мнению Леонида Давыдова, «идти под федеральной повесткой — это красота». Более того, учитывая, что во многих регионах будет проходить не одна избирательная кампания (помимо федеральной, будут еще региональные и муниципальные), «можно играть на всех повестках». «Для регионов, где существует раскол элиты, есть возможность склеить всех в одной кампании, что-то пообещав всем. В этом случае я минусов не вижу», — заявил Давыдов.
В свою очередь, эксперт Михаил Виноградов считает, что типовой инструкции, содержащей какие-то общие рекомендации по поводу того, как действовать в предвыборный период, нет. «Главное — это готовиться к рискам нового сезона, а не прошедшего, — уверен эксперт. — Главная интрига в том, продолжится параллелизм существования внутренней социально-экономической и внешнеполитической повесток или социально-экономическая начнет влиять на политические настроения граждан. Естественно, социально-экономическая, внутренняя повестка дня более депрессивна и нежелательна для власти. Но, с другой стороны, интерес избирателей к внешнеполитической повестке обычно преувеличен: никто на встречах с населением не спрашивает про Украину и Сирию. А ответы-то здесь не всегда есть и не всегда возможны».
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев рекомендует всем губернаторам в текущей ситуации «повнимательнее отнестись к блоку внутренней политики в собственных администрациях». «Надежный тыл в виде вице-губернатора, отвечающего за внутреннюю политику, адекватного, ответственного, продвинутого, — это то, что нужно руководителю любого субъекта, — отметил Калачев. — И любому губернатору нужно, наверное, побольше интересоваться социологией: для меня (с точки зрения политической составляющей деятельности губернатора) есть три ключевые фигуры — социолог на аутсорсинге, руководитель пресс-службы и зам губернатора по внутренней политике. Если эти три человека „правильные“, то проблем у губернатора не будет».
Все эксперты оценили шансы на переизбрание свердловского губернатора Евгения Куйвашева (единственный из глав регионов УрФО, кто не прошел выборы). Так, Константин Калачев уверен, что ему не стоит торопиться. Вместе с тем коллега Константина Калачева Леонид Давыдов напротив считает, что Куйвашеву «надо проситься и идти». «Я бы на его месте пошел», — резюмировал аналитик.