События и комментарии экспертов фонда

  |  14 октября, 2015   |   Читать на сайте издания

Фактор аффилированности подвел некоторых сибирских губернаторов

Фонд развития гражданского общества представил десятый выпуск рейтинга эффективности губернаторов. Методика рейтинга построена на основе пяти тематических модулей, а кроме того в методику десятого выпуска были введены дополнительные понижающие коэффициенты – КОЛ-фактор и фактор аффилированности.
КОЛ-фактор оценивает способность глав регионов обеспечить условия для стабильной деятельности политических партий, а также для проведения конкурентных, открытых и легитимных выборов. В основе же фактора аффилированности лежит оценка способности глав субъектов РФ обеспечить условия для транспарентного экономического развития в условиях честной конкуренции и анализ их невовлеченности в деятельность бизнес-структур.
Руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук Константин Антонов отмечает, что новшества в рейтинге отразились на позициях сибирских губернаторов:
«Именно фактор аффилированности подвел некоторых глав сибирских регионов. Понижающий коэффициент фактора аффилированности –5 пунктов в десятом рейтинге был применен в отношении следующих высших должностных лиц субъектов РФ: главы Республики Алтай А. В. Бердникова, губернатора Томской области С. А. Жвачкина, губернатора Омской области В. И. Назарова.
Глава Республики Хакасия Зимин Виктор Михайлович. Прокуратурой Республики Хакасия завершено следствие и утверждено обвинительное заключение в отношении бывшего заместителя главы РХ – министра сельского хозяйства и продовольствия республики Ивана Вагнера по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном участии в предпринимательской деятельности. По версии следствия, Вагнер, являясь заместителем главы РХ – министром сельского хозяйства и продовольствия, умышленно из корыстной и иной личной заинтересованности использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы. Вагнер оказывал предпочтение ряду юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), владельцами которых являлись его родственники и близкие друзья, путем дачи распоряжений о преимущественном предоставлении им минсельхозпродом РХ государственной поддержки в виде субсидий.
В результате за период нахождения в должности министра Вагнер выделил двум десяткам аффилированных юридических лиц и КФХ бюджетных субсидий на сумму более 2 млрд рублей, что составило фактически половину от общей суммы 4,1 млрд рублей, выделенных республике в целом.
Глава Республики Алтай Бердников Александр Васильевич. Прокуратурой республики внесено представление в адрес главы по фактам нарушений федерального законодательства в деятельности ГУП «Фармация» (учредитель – минимущества РА). Учредитель не опубликовал сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности, не провел аттестацию директора предприятия, не предпринял меры по оспариванию незаконных сделок, заключенных предприятием, по взысканию ущерба причиненного неэффективным руководством.
Губернатор Томской области Жвачкин Сергей Анатольевич. Эксперты обращают внимание на неоднократные факты того, что с приходом в регион С. Жвачкина (2013 год) наиболее выгодные заказы от областной власти получило ОАО «Томская домостроительная компания» (ТДСК) Александра Шпетера. Компания курирует проекты по строительству жилья в районе Кузовлевского тракта, микрорайона «Зеленые горки» и других значимых социальных объектов. Из федерального и регионального бюджетов ТДСК получила 450 млн рублей.
Как считают местные СМИ, главу ТДСК и губернатора связывают дружеские отношения (жили на одной лестничной клетке и дружили семьями).
Губернатор Омской области Назаров Виктор Иванович. По заявлению прокурора Омской области в отношении вице-губернатора Владимира Компанейщикова ведется проверка. СМИ сообщили о том, что он, занимая государственную должность, продолжает владеть бизнес-активами. А также – что он до прихода на госслужбу был замешан в нескольких бизнес-конфликтах, в результате которых ряд омских предпринимателей лишились финансовых активов и имущества на миллионы рублей.
Другие причины повлияли на снижение рейтинга главы Республики Бурятии В. В. Наговицына, который потерял шесть пунктов. Несмотря на традиционно пожароопасную обстановку в регионе, власти республики не предприняли мер по недопущению масштабных лесных пожаров. В результате бездействия главы субъекта охватившие республику пожары приобрели характер стихийного бедствия. Это привело к резко негативной реакции со стороны общественности. Регион оказался на грани экологического бедствия и массовых протестов. В ситуацию с тушением лесных пожаров пришлось вмешаться федеральному центру.
Несколько пошатнулся рейтинг красноярского губернатора Виктора Толоконского. На его позиции повлияли экономические показатели края и продолжающиеся межэлитные конфликты.
В десятом рейтинге из всех сибирских губернаторов только Аману Тулееву удалось несколько улучшить свои позиции, и это при том, что он и так находится в лидирующей группе. В третьей группе со средним рейтингом глава Алтайского края Александр Карлин прибавил две позиции. Трое остались «при своих»: Кара-оол Ш. В. (Республика Тыва); Ильковский К. К. (Забайкальский край); Городецкий В. Ф. (Новосибирская область).
При опросе экспертов возникали вопросы по поводу ситуации в Новосибирской области, где кандидат от исполнительной власти И. Г. Мороз проиграл борьбу за пост председателя Законодательного собрания. Однако это обстоятельство не могло повлиять на позиции Городецкого. Напротив, исход голосования продемонстрировал, что в политической жизни области присутствует открытость и конкурентность. Исполнительная власть всегда будет стремиться установить такие отношения с законодателями, чтобы обеспечить для себя наиболее комфортные условия работы. Законодатели, напротив, будут сопротивляться тому, чтобы стать придатком исполнительной власти – все они легитимны, избраны людьми, получили от них мандат на самостоятельность и независимость. Борьба за пост председателя ЗС была честной, открытой, конкурентной. Городецкий и его команда в этой борьбе сыграли по правилам – приняли результат голосования и намерены налаживать сотрудничество с победителями. Вот если бы исполнительная власть встала в позу, принялась искать врагов и бороться с ними, тогда мы могли бы говорить о наличии конфликта, что непременно отразилось бы на позициях губернатора в рейтинговой таблице».