События и комментарии экспертов фонда

  |  08 октября, 2015   |   Читать на сайте издания

Сибирская оппозиция рвется в Госдуму «под крылом» Левченко и Локтя

На выборах в Госдуму оппозиция имеет шансы на победу в Иркутской, Новосибирской и Омской областях. Там есть протестный потенциал, велик процент городского населения и элитные противоречия, а система меньше учитывает интересы региональной власти. В Новосибирске КПРФ уже готовит ярких кандидатов.

В 25 российских регионах высок потенциал протестного голосования, при определенных условиях на выборах Госдумы 2016 года оппозиция может набрать в них больше «Единой России». Об этом говорится в докладе Института развития избирательной системы (есть в распоряжении редакции). ИРИС в последние месяцы регулярно публикует доклады об уровне фальсификаций на региональных выборах, исполнительный директор института Ростислав Мурзагулов — бывший замглавы администрации президента Башкирии и замгендиректора «Курортов Северного Кавказа», отмечает «РБК».

Наиболее высок потенциал протестного голосования в Иркутской области, где губернатором 27 сентября был избран коммунист Сергей Левченко. Кроме самого факта поражения «ЕР» на позицию региона влияет значительное количество городских избирателей, высокий уровень протестного голосования на предыдущих выборах, высокий уровень внутриэлитарных противоречий в регионе.

Прежний губернатор Сергей Ерощенко «вступил в открытый конфликт с предпринимательской элитой региона», а также продавил назначение на пост мэра Иркутска подконтрольного себе кандидата «вопреки мнению как элитарных, так и широких слоев горожан», говорится в докладе ИРИС.

«Конфликтная среда в области, а также острая политическая конкуренция привела к резкому росту явки на выборах в городских округах, во-первых, изначально более протестно настроенных, а во-вторых, менее подверженных административному давлению со стороны действующей власти. В результате данной свободной избирательной кампании избирательная система области стала одной наиболее прозрачной стране и в ближайшие годы здесь также возможны выборы, практически лишенные административного воздействия, что дает шансы на высокий результат оппозиционным кандидатам, тем более, что организация выборов не контролируется здесь больше партией власти», — считают эксперты.

В Новосибирской области (наравне со Свердловской) высока доля городского электората, кроме этого регион входит в число лидеров по уровню чистоты выборов: «В регионе традиционно высоко протестное голосование и сильны демократические традиции, развит рынок независимых СМИ. Внутриэлитарные противоречия не столь очевидны, как в Иркутской и Челябинской областях, однако элиты монолитными здесь традиционно не были никогда, именно поэтому избирательная система не воспринимает слишком буквально требования региональных властей, учитывая интересы сразу нескольких политических сил».

О проблемности упомянутых сибирских регионов для «ЕР» сообщают и источники Znak.com в ОНФ. К этой группе относится и Омская область. При подготовке к госдумским праймериз «Единой России» «фронтовики» и Общественная палата будут оказывать поддержку популярным беспартийным общественникам, которые будут готовы выдвигаться от самых сложных территорий, чтобы соревноваться с сильными оппозиционными кандидатами.

«Соцопросы по одномандатным округам проводились еще в начале года, чтобы понять, у кого где сильные позиции. Для „Единой России“ это открывало возможность для переговоров с КПРФ или „Справедливой Россией“, чтобы договориться заранее о „сдаче“ нескольких округов им — там, где у оппонентов есть сильные кандидаты, — рассказал изданию источник, близкий к администрации президента. — Однако возникла проблема. Коммунисты, впечатленные собственным хорошим результатом на губернаторских выборах в Омской области и победой Сергея Левченко на выборах губернатора Иркутской области, стали сейчас куда менее договороспособны и искать компромисс с единороссами уже не хотят».

Среди округов, где нет договоренностей и где у «Единой России» могут возникнуть проблемы и сильные конкуренты, в партии называют Новосибирский и Центральный округ (№135 и №136) в Новосибирской области, Иркутский и Ангарский округа в Иркутской области (№93 и №94).

Глава коммуникационного холдинга Minchenko Consulting Евгений Минченко считает идею со ставками на беспартийных общественников в сложных для ЕР регионах оправданной. «Это технологически правильно — в местах с высоким антирейтингом партии власти выставлять людей, с ней формально не связанных. Особенно если одновременно способствовать перегрузке кандидатами оппозиционного поля (три коммуниста от разных партий, другие оппозиционеры) и не выдвигать кандидата от ЕР. Тактика будет работать именно при соблюдении этих двух условий», — заявил он Znak.com.

Экс-глава управления внутренней политики администрации президента Константин Костин говорит, что по проблемным территориям у партии власти будет «диалектический подход»: «Есть округа, где рейтинг „Единой России“ усилит кандидата, так как сразу будет очерчен его базовый электорат. Что касается вовлечения в политическую деятельность максимально широкого круга авторитетных общественников, это — задача любой партии. Но я бы не сказал, что это — базовая стратегия по выдвижению кандидатов „ЕР“ в проблемных округах».

Как сообщала Тайга.инфо, в Новосибирской области главная оппозиционная сила — КПРФ — уже опробовала двух своих кандидатов на сентябрьских выборах в заксобрание: Александра Абалакова (по условному Искитимскому округу) и Веру Ганзя (по Барабинскому), оба — действующие депутаты Госдумы. По еще двум округам могут пойти другие узнаваемые коммунисты с высоким рейтингом и уровнем поддержки по итогам прошедшей кампании. Это, прежде всего, Андрей Жирнов, Ренат Сулейманов и Артем Скатов. Не исключено и участие мэра Новосибирска Анатолия Локтя (по крайней мере, в качестве «паровоза»).

Перспективными кандидатами от оппозиции источники Znak.com называют также Дмитрия Савельева у ЛДПР (Новосибирская область) и члена фракции «СР» в Госдуме Валерия Зубова (Красноярский край).