События и комментарии экспертов фонда

  |  23 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

Нужно отделять аффилированность от деловых отношений

Как уже сообщало РИА ФедералПресс ранее, в новом выпуске ежеквартального рейтинга эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) появится новый критерий, способный существенно повлиять на позиции глав. К оценке добавится «фактор аффилированности». Оценка деятельности глав регионов по этому критерию ранее не давалась, и, по словам экспертов, достаточно сложно сделать этот критерий объективным и непредвзятым. О том, на что следует обращать внимание, когда речь идет о вовлеченности губернаторов в бизнес-процессы, говорит директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, директор Уральского отделения ФоРГО, политолог Анатолий Гагарин:
 
«Всем губернаторам бизнес-структуры так или иначе оказывают лояльность.  Могут оплачивать рекламные щиты, участвовать корпоративным или административным ресурсом. Или это может выражаться в какой-то предметной форме. Поэтому здесь надо тщательно смотреть, в чем «дружба» выражается. Если мы говорим о «дружбе» – то нужно рассматривать критерии дружбы. Если губернатор лоббирует интересы, например,  газодобывающего сектора, нужно разобраться, зачем он это делает – получить какой-то свой процент (как, к сожалению, делается в некоторых структурах), или  он понимает, что налоги, полученные с этого сектора, пойдут на оплату социальных программ,  и в этом случае  можно ли его осуждать? Если есть личный интерес, как у человека, имеющего какие-то счета – это одно, если он бьется за интересы региона – грех бросить в него камень. Кроме того, губернатор должен учитывать интересы федерального центра, стратегически подходить к этим вопросам, понимая, что есть необходимые отчисления в федеральный бюджет, и есть те средства, которые отчисляются в региональный бюджет, пополняя его ресурсами.
Если нет личной материальной заинтересованности, то следующий уровень – посмотреть, не повышает ли губернатор свой личный авторитет. Или это авторитет, заработанный удачными для региона решениями, или это авторитет, как рейтинг упоминаемости в медиалогии. К этому вопросу подходить нужно тщательно, и критериев пока еще не выработано.  Поэтому «дружба» с газовиками, нефтяниками или строителями сама по себе не является основанием для каких-то обвинений.  Нужно смотреть, зарабатываются ли на этой дружбе деньги. Вот небезызвестная копания в Коми как раз зарабатывала на этом деньги. Нужно отделять аффилированность от деловых отношений.  Поддерживая деловые отношения нельзя приближаться к уровню «ты мне – я тебе». Грамотные руководители именно так и выстраивают свою работу, в противном случае они рискуют быть обвиняемыми в аффилированности с одними бизнес-структурами, и получают неудовольствие со стороны других бизнес-структур. В этом вопросе должен быть принцип равноудаленности».