События и комментарии экспертов фонда

  |  21 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

ФоРГО: Арест губернатора Гайзера – доказательство непрекращающейся борьбы с коррупцией

Арестованные фигуранты уголовного дела о мошенничестве в Республике Коми находятся в СИЗО «Лефортово». Губернатор Вячеслав Гайзер назван лидером организованной преступной группировки. Среди арестованных – руководящая верхушка республики, в том числе спикер Госсовета Игорь Ковзель, зам главы Коми Алексей Чернов, зампредседателя правительства Константин Ромаданов, который входил в список богачей «Forbes», президент Федерации мини-футбола в Коми, по сути глава футбольного клуба «Новая генерация», известные бизнесмены Валерий Веселов, Александр Зарубин – в прошлом муж известной певицы Лолиты. В кабинете губернатора нашли пачки денег, более 60 кг драгоценностей, часы стоимостью в 1 миллион долларов. 19 фигурантов дела обвиняются в масштабном присвоении госимущества с 2006 по 2015 год, сказал официальный представитель Следственного Комитета России Владимир Маркин:
 
Маркин: -Цель деятельности преступного сообщества во главе с Зарубиным, Гайзером, Черновым и Веселов было совершение тяжких преступлений, направленных на завладение преступным путем госимущества.  Более того, я хотел бы отметить, что преступное сообщество отличалось масштабом ее деятельности, выраженной межрегиональным и международным характером действий своих членов, а также иерархическим построением преступной организации, сплоченностью, тесной взаимосвязью руководителей и участников преступного сообщества, строгой подчиненностью нижестоящих участников вышестоящим и отработанной системой конспирации и защитой от правоохранительных органов.
 
В интернете начали говорить о начале глобальной чистки в органах власти и называть следующих претендентов-губернаторов на вылет. Ситуацию онлайн-журналу «Политическая Россия» прокомментировал Председатель  правления Фонда развития гражданского общества, занимающегося составлением рейтингов губернаторов, Константин Костин (в 2014 году Гайзер даже входил в пятерку лучших губернаторов России).
 
 
Костин: - Безусловно, есть курс Кремля за чистоту в органах госвласти, как федеральных органов власти, так и органов власти в субъектах федерации. Эта работа ведется, продолжается ежедневно, ежечастно. И факты последние находятся в канве этой работы. Если говорить о нашем рейтинге губернаторов, то высокое место в нем Вячеслава Гайзера объясняется оценкой работы со стороны населения, поскольку это основной модуль. Безусловно, там постоянно идет критика со стороны оппозиции, что там все «зачищено»  и нет никаких других сил, кроме губернатора и его команды, но так ли это на самом деле – можно поспорить, потому что как минимум лидеры парламентских партий никогда об этой проблеме не заявляли.
 
Крайне важно понимать, что политические рейтинги, хорошие результаты на выборах, любые другие заслуги не являются индульгенцией, когда речь идет о преступлении, о преступлении коррупционном, связанно с расхищением госимущества, любом другом преступлении. Профессионал и порядочный человек – между этими терминами не всегда можно поставить знак равенства. Это не только какая-то наша российская история. Мы можем вспомнить преследования крупных чиновников, даже руководителей государства в Европе, разоблачения сенаторов, руководителей крупных компаний в США, Китай можем вспомнить. На самом деле все государства пытаются противостоять конфликту интересов.
 
Все подобные разоблачения, вскрытия подобных преступлений – это исключительная компетенция спецслужб, правоохранительных органов. Ни одна гражданская экспертная организация, ни один аналитический центр не может подобные вещи прогнозировать. Истории могут быть связаны – низкие рейтинги, плохое самочувствие в субъекте и неэффективная работа, которая совмещается одновременно с какими-то коррупционными историями в руководстве субъекта, а может быть и совершенно не связана. Когда пытаются сейчас выстраивать какие-то параллели и аналогии, на мой взгляд, это не очень добросовестный подход и такая компанейщина. А коррупция  - это очень серьезная проблема. Тут не должно быть компанейщины и шапкозакидательства. Это должен быть здравый, взвешенный подход и правоохранительных органов и, собственно, самих чиновников, и тех, кто работает в госуправлении, и всего нашего гражданского общества.