Арест главы Коми подтвердил курс Кремля
Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер обвиняется в создании организованной преступной группы. Как ранее писал «Ридус», действия Гайзера были направлены на завладение госимуществом, полагает следствие. Вместе с губернатором Коми по делу проходят сразу 19 руководителей и участников преступного сообщества, включая заместителя Гайзера Алексея Чернова, Александра Зарубина и Валерия Веселова.
Управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета располагает информацией о том, что этой организованной преступной группой с 2006 по 2015 год совершались мошеннические действия.
В Кремле оперативно прокомментировали задержание Гайзера: пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что Владимиру Путину известно о работе следователей, однако указа о назначении и. о. главы республики в связи с возникшей ситуацией пока нет.
Затем последовали комментарии от партии власти: в «Единой России» заявили, что не сомневаются в объективном расследовании дела в отношении главы Республики Коми.
«Независимо от занимаемой должности, партийной принадлежности и статуса, ответственность должна быть одинаковой для всех. Мы не сомневаемся, что расследование будет проведено объективно», — приводит слова секретаря генсовета партии Сергея Неверова РИА «Новости».
Кроме того, Неверов подчеркнул, что, если человек, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, является членом партии, «его членство приостанавливается автоматически, согласно уставу партии».
В свою очередь, Общероссийский народный фронт настаивает, что задержание Гайзера свидетельствует о системной борьбе с коррупцией в России. Об этом заявил сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов:
В последние годы [борьба с коррупцией] усиливается и приобретает системный характер… Не хочу делать какие-то выводы в отношении главы республики Коми, нужно дождаться окончательного обвинения. Но сам факт уже говорит за себя.
«Фронтовик» также добавил, что в этом контексте приобретает еще большую значимость борьба с неэффективным расходованием бюджетных средств чиновниками, которую ведет «Народный фронт».
О том, что задержание главы Коми подтверждает курс Кремля на борьбу с коррупцией поведал и глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), политтехнолог Константин Костин:
Конечно, когда речь идет о задержаниях, надо дождаться результатов следствия. Однако никакие рейтинги, никакие былые заслуги не являются индульгенцией, особенно когда речь идет о коррупции и о преступлениях коррупционного характера. Как сказал недавно президент на встрече с вновь избранными губернаторами, работать надо честно.
Удивительно, но в условиях огромного запроса общества на борьбу с коррупцией, наглядное воплощение этой борьбы зачастую вызывает скептическую реакцию, поведал в беседе с «Ридусом» политолог Алексей Чадаев, добавляя, что так же было и в случае с возбуждением уголовного дела и задержанием губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина.
Что особенно удивляет, так это недоверие комментирующего сообщества, что речь идет действительно о системной борьбе с коррупцией, а не о конфликте кланов, когда «кто-то кому-то дорогу перешел». За такой короткий период уже не первый глава субъекта становится фигурантом уголовного дела — трудно это интерпретировать как-то иначе.
«Всем известно, что серьезных противоборствующих групп в регионе нет, каких-либо имущественных конфликтов также не было. Гайзер, можно сказать, „царил“ в Коми на протяжении довольно долгого времени. Поэтому очевидно, что речь идет именно о длительной и методичной работе следственных органов, силовых структур», — заключил эксперт.
Отметим, что с 2011 года в России было возбуждено четыре уголовных дела в отношении губернаторов, при этом в трех случаях это касалось уже бывших глав регионов: Тульской области Вячеслава Дудки (осужден на 9,5 лет колонии строгого режима), Новосибирской области Василия Юрченко (расследование продолжается), Брянской области Николая Денина (арестован, расследование продолжается).
В случае с губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным возбуждение уголовного дела и задержание произошло во время исполнения им обязанностей главы региона, после чего он был отправлен в отставку и помещен под арест, и в настоящее время ожидает суда.