Константин Костин: Ностальгический флэшмоб по 90-м - легко читаемый политтехнологический прием
Эпоха 90-х стала самой обсуждаемой темой в социальных сетях. Ностальгический флэшмоб под лозунгом: «Хватит мазать черным цветом 90-е: публикуй фотки из молодости, ощути воздух свободы!» расколол общественность. У одних это время ассоциируется с ветром свободы, у других - с разрухой и гибелью миллионов.
Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин в эфире радио «Комсомольская правда» (92.7 FM) рассказал, что считает данный флэшмоб попыткой поправить имидж и самим 90-м, и тем политикам, которые с ними ассоциируются.
- Этот флешмоб для чего делается? Есть впечатление, что пытаются раскрасить образ 90-х. Может быть, в какой-то степени и образ Ельцина изменить. Вы с этим согласны?
- Вы абсолютно правы. Это такой достаточно легко читаемый политтехнологический прием, рассчитанный в первую очередь на людей, которые родились в период с 1975 по 1985 год. Понятно, что в начале 90-х эти люди были еще достаточно молоды. В молодости у нас социальный оптимизм, как известно, повыше. Соответственно, они не сталкивались с теми трудностями, которые сталкивались молодые семьи, те, кто работал, люди старшего возраста. И вот сейчас через личное восприятие того времени этих людей пытаются поправить имидж вот этих 90-х годов. Это делается первым темпом. А вторым темпом, совершенно очевидно, раз это было не такое уж плохое, а даже скорее хорошее время, то, соответственно, и политики, которые тогда управляли, были не так плохи. При этом всем как бы забывается о шоковой терапии, забывается о шахтерских стачках и перекрытии дорог. Забывается о том, что страна обнищала после шоковой терапии, которую устроили либералы в правительстве. Когда там, вы помните, сбережения людей обесценились в несколько раз за одну неделю. Соответственно, пенсии, социальные пособия, которые не платились по полгода, а иногда и по году. Такие же проблемы с невыплатами зарплат, расцвет криминала. Это все 90-е годы. Но тем не менее, через личное восприятие людей, которые тогда были молоды, только закончили школу, учились, приходили на первое рабочее место, соответственно, для них это, безусловно, воспоминания молодости.
- Были свободны, бодры, пьяны.
- Вот открылся какой-то новый ресторан, и мы туда пошли. А вот какие-то смешные джинсы. А вот первый автомобиль мы купили сильно подержанный, но все равно иномарка. Через вот это восприятие – это абсолютно легко читаемая история. Потому что сейчас люди этого года рождения стали большой электоральной группой. А в России в следующем году выборы в Государственную Думу, через два года выборы президента. То есть к федеральному электоральному циклу, соответственно, пытаются поправить имидж и 90-м, и тем политикам, которые 90-е олицетворяет.
- Кто-то из политиков из 90-х пытается вернуться во власть?
- Достаточно много политиков из 90-х пытаются вернуться во власть. Лидер РПР-ПАРНАС человек из 90-х. Он, конечно, и в начале нулевых работал премьер-министром, но тем не менее, состоялся он именно в 90-е годы. Соответственно, это же запущено определенными достаточно конкретными либеральными ресурсами и фондами. И понятно, что на сегодняшний день наш политический либеральный фланг он пустой. В силу того, что как раз большие группы населения к тому, как либералы в свое время страной управляли, относятся крайне отрицательно. Соответственно это попытка для этих либеральных политиков, для либералов-западников, даже больше скажу, каким-то образом нащупать электоральные ниши.
- Люди звонят и говорят, что все понятно. Не слишком ли просто пытаются эти политики электорат прощупать?
- Во-первых, посмотрите, какого возраста люди звонят.
- Здесь примерно понятно. Как раз то, о чем вы говорите.
- Я думаю, что людям молодым гораздо проще было приспособиться ко всем этим последствиям либерального управления, просто в силу того, что в молодости человек более мобилен, более подвижен, более оптимистично настроен. Вся жизнь еще впереди. Нет огромного груза ответственности за семью, за родственников, за близких. Поэтому молодежь во всех странах всегда быстрее адаптируется к любым переменам. И сейчас эта молодежь в основном и участвует в этом флешмобе. Если вы посмотрите возраст тех, кто публикует эти забавные фотографии с ностальгией о том, «как молоды мы были», вот как раз эта возрастная группа. А в 2016-2018 году эта возрастная группа довольно серьезно повлияет на голосование.