Политолог: наверное, это были одни из самых скучных выборов в истории страны
Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты считают, что выборы губернаторов прошли в основном по конкурентному сценарию, но все же целиком и полностью контролировались Кремлем. Этот факт в сочетании со слабым выступлением оппозиции превратил нынешнюю кампанию в одну из самых предсказуемых и скучных за прошедшие годы, говорят политологи.
15 сентября областные избиркомы закончили озвучивать окончательные итоги выборов глав регионов, которые этой осенью прошли в 21 субъекте. «Клуб Регионов» узнал мнение экспертов о том, что они думают по поводу прошедших кампаний.
«Хотеть быть губернатором достаточно сложно»
Председатель Хабаровского филиала Всероссийского политологического общества Леонид Бляхер: «В общем и целом губернаторские выборы продемонстрировали абсолютное безразличие населения к их результатам и не особую заинтересованность политического класса в том, чтобы занимать эти должности. Если подходить с формальной точки зрения – у нас были абсолютно демократические выборы. Но в принципе сейчас губернатор – это мальчик для битья, хотеть быть губернатором достаточно сложно. Объем обязанностей у них такой же, как был в 90-е гг., а по объему полномочий это просто чиновники среднего уровня. Выборы продемонстрировали, что этот уровень власти не является уровнем именно власти. Таким образом, сейчас губернаторские должности занимают люди, которые просто не смогли от этого отказаться. С другой стороны, сейчас любой губернатор оказывается в условиях, когда ему надо как-то вытягивать территорию. И если он будет плохо работать, регион завалится до такой степени, что не спасет и Господь Бог. Поэтому, естественно, каждый губернатор будет пахать, а дальше уже – естественный отбор».
«Усиливается тенденция потери «Единой Россией» большинства мест в парламентах»
Политолог Юрий Москвич, Красноярский край: «У нас в этом году голосовал «малый край». В этом смысле есть небольшая разница между результатами губернаторских выборов, выборов в региональные парламенты и муниципальными выборами в Красноярском крае. Так, эти выборы не принесли сильных изменений в раскладе сторонников партии власти и оппозиции. Вторая особенность на фоне общероссийского пространства – усиление тенденции потери партией власти большинства мест в небольших городских советах.
А третья особенность заключается в том, что в Красноярске расклад сил внутри сторонников оппозиции резко изменился. Например, сенсацией стала полная победа Партии возрождения села в одном из районов. С моей точки зрения, эта тенденция должна быть очень серьезно проанализирована на общероссийском уровне, потому что я не исключаю, что на следующих выборах эта партия сможет получить заметное количество депутатов в заксобраниях. Хотя электоральная культура Красноярского края в целом отличается от культуры тех регионов России, где проходили выборы».
«Если не оценивать персональных побед и поражений, кампания прошла в конкурентной борьбе»
Директор Уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин: «Если не оценивать персональные победы и поражения, то мы видим, что в целом кампания прошла в конкурентной борьбе. Причем эта кампания была открытая и легитимная. Самой яркой была, конечно, кампания в Иркутской области, которая вышла на второй тур. Теперь там все будет зависеть от того, как кандидаты смогут охватить незадействованный электорат.
Не менее яркой ситуацией была кампания в Марий Эл, где Леонид Маркелов все же смог сохранить свои позиции, хоть и с небольшим преимуществом. Но я также не исключаю и того, что те, кто занял на губернаторских выборах вторые места, они, во-первых, участники выборного процесса в Госдуму, а во-вторых, участники выборов в 38 региональных парламентов в следующем сентябре. И я не исключаю, что здесь тоже будут интересные открытия.
Конечно, обращает на себя внимание безусловный победитель Аман Тулеев, который доказал, что является не только аксакалом политики, но и сильным энергичным политиком, не утратившим своих позиций. Хотя из-за очень высокого процента Тулеева, высокого процента явки есть сомнения в легитимности выборов в Кемеровской области. Такие вопросы действительно возникают, но здесь, наверное, тот самый случай, когда регион подвержен тенденциям, которые сформировались очень давно, и пока нет возможности для изменений такого рода, о которых мы говорили выше».
«Кампании были конкурентными, но все равно под контролем Кремля»
Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов, город Курск: «Если говорить о фундаментальном свойстве нынешней политической системы, то она сконструирована таким образом, чтобы быть управляемой и модерируемой верховной властью. Шесть десятков губернаторских кампаний начиная с 2012г. были проведены по одному трафарету, что говорит о том, что инфраструктура управления работает, но в этом году диверсификация сценария все же произошла.
В прошлом году все три десятка кампаний прошли под одну гребенку, и разница заключалась не в наличии конкуренции, а в том, что были сильные и слабые врио, но при этом Кремль маркировал фаворитов и обесточивал его от реальных конкурентов. В этом году мы видим другую ситуацию, когда действительно появились регионы, где реализовались конкурентные или околоконкуретные сценарии. Это прежде всего Иркутская область, Омская область, Марий Эл, отчасти конкурентной была и костромская кампания. Но! Эти кампании хоть и конкурентные, но они все равно под контролем, потому что мы прекрасно понимаем, что если бы не разрешение Кремля, то [кандидат от КПРФ] Сергей Левченко, например, не был бы зарегистрирован кандидатом в Иркутской области».
«Отсутствие оппозиции – это объективный факт»
Политолог Александр Конфисахор, Санкт-Петербург: «Я могу говорить о выборах в Ленинградской области, поскольку их я знаю изнутри. Там они реально были чистыми и честными, и в них участвовали все партии, которые только могли это делать. Поэтому говорить о том, что там Александр Дрозденко набрал много голосов только благодаря админресурсу, – это нечестно. В регионе ни для кого из кандидатов не было преград. Там проблема не в том, что Дрозденко кому-то не дал [развернуться], а в том, что в Ленинградской области нет оппозиции – это уже объективный факт.
Впрочем, что выборы в Ленинградской области, что прошлогодние выборы губернатора в Санкт-Петербурге – обе кампании были скучными для избирателей, но по совершенно разным причинам. Если в Петербурге кампания была «засушена», когда к участию в ней не допустили Оксану Дмитриеву, а всех остальных участников можно было назвать кандидатами только в огромных кавычках, то в Ленинградской области по-другому скучные выборы: просто там конкуренты не смогли абсолютно ничего противопоставить Дрозденко. Они не вели кампанию и, более того, даже не начинали ее и проиграли, по сути, еще до старта. Губернаторство их категорически не интересовало, для них это было репетицией кампании 2016г.».
«Наверное, это были одни из самых скучных выборов в истории страны»
Доктор политических наук, профессор кафедры конфликтологии, связей с общественностью и журналистики Пятигорского государственного лингвистического университета Арушан Вартумян: «Главный итог этих выборов в том, что они предсказуемы. Наверное, это были одни из самых скучных выборов в истории страны. Может быть, это говорит о силе сложившейся политической системы. Я говорю не о качестве этой системы и не о том, что она гармонична, органична и отвечает потребностям общества, а о том, что она существует, функционирует и контролируема. Это первый итог выборов. Второй: выборы показали, что у нас в стране нет многопартийности, потому что те партии, которые были представлены на выборах, показали свою пробирочность и кремлевскую ориентацию. В-третьих, мы превращаемся в страну с монопартийной системой – очень не радует факт засилья «Единой России» во всех парламентах. Произошло тотальное уничтожение партийного и околопартийного пространства, что очень плохо и опасно. Также плохо то, что у нас практически не происходит смены партийных и административно-территориальных элит. Мы возвращаемся в эпоху застоя, у нас мало новых имен, есть только старый испытанный партийный взвод, с которым Путин собирается провести модернизацию страны и противостоять Западу. Но это солдаты со стертыми зубами и подтертыми локтями. Какие-то новые политики, как Кондратьев в Краснодарском крае, пришли к власти, но они-то из старой обоймы, и их нельзя считать качественно новой политической региональной элитой».