События и комментарии экспертов фонда

  |  16 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

http://newsroom24.ru: ВЫБОРЫ В ГОРДУМУ-2015: БОРЬБА ПЛАМЕНИ И ЛЬДА

Эксперты анализируют ошибки избирательной кампании.
Нижний Новгород. 17 сентября. NewsRoom24.ru -
Ну, наконец-то – очередные выборы в Нижнем Новгороде позади. Кандидаты в депутаты – и выигравшие, и проигравшие – могут выдохнуть. Изнурительная борьба закончилась. Осталось дождаться официального утверждения результатов голосования и раздать заветные мандаты. Это произойдет совсем скоро. А пока хотелось бы еще раз оглянуться назад и вспомнить, чем же была интересна нынешняя избирательная кампания, проанализировать ошибки тех, кто был ее творцами. Слово – экспертам.
 
Честная явка
 
Доктор философских наук Андрей Дахин назвал эту избирательную кампанию «борьбой льда и пламени». Жарко было там, где действовали претенденты на депутатские места. «Уровень конкуренции и внутрипартийный, и межпартийный был достаточно высоким. Это пламень», - пояснил эксперт.
 
О высоком уровне конкуренции говорит также политолог Евгений Семенов: «Отличительной характеристикой прошедших выборов стало то, что они, как и прогнозировалось экспертами Фонда развития гражданского общества, были конкурентными и открытыми. О высоком уровне конкуренции говорит хотя бы тот факт, что ситуация с выборами главы города до сих пор остается неясной. Интрига сохраняется и будет сохраняться до самого последнего момента, когда депутаты проголосуют за кандидатуру нового главы».
 
Ну, а где же лед? Он был на стороне избирателей. Как отмечает Андрей Дахин, низкая явка показала, что в Нижнем Новгороде выборы вызвали мало интереса среди нижегородцев. Он связывает это и с постлетней инертностью, и с низкой активностью самих участников кампании. Не многие из них проявили усердие в пиаре, не многие зазывали народ на выборы. «Даже если говорить о федеральном информационном поле, то речь шла и об Украине, и о пожарах, и о выборах в США, но при этом никак не освещались выборы в субъектах федерации. А на этом сразу сказывается внимание избирателей. То есть избиратель не видит важности этих выборов, он отвлечен на другие вопросы», - комментирует эксперт.
 
Иными словами, политтехнологи в этот раз решили провести выборы тихо. И в этом, возможно, была первая их ошибка. Скандалов и эксцессов все равно избежать не удалось. В голове избирателей они так или иначе отразились.
 
Но, как говорится, нет худа без добра. «Теперь мы понимаем, каков естественный фон политического интереса к местным выборам и, соответственно, что надо делать, чтобы этот интерес повышать. То есть 20-22% - это видимо естественный фон, который мы можем получить без каких-либо специальных действий в любой момент», - считает Андрей Дахин.
 
По его мнению, высокий уровень конкуренции доказал достоверность результатов. «Если брать достижения партий, то распределение мест примерно соответствует результатам весенних и летних социологических опросов. Поэтому, похоже, после этих выборов мы видим реальный рейтинг политических партий, как они его заслужили на этой избирательной кампании», - констатирует эксперт.
 
Шоу? Нет – карнавал «двойников»!
 
Острая конкуренция стимулировала использование недобросовестных, по мнению экспертов,  инструментов ведения предвыборной борьбы. Здесь и высокий процент досрочного голосования в ряде округов, и попытки скупки голосов, и целый карнавал «двойников». Начнем с последнего.
 
Однофамильцев на этих выборах было предостаточно. Булановы, Каргины, Бочкаревы, Сорокины…
 
«Нельзя сказать, что кандидаты-двойники существенно повлияли на результаты выборов, но анекдотичный феномен в Нижнем все же появился. В Сормове неожиданно для всех и в первую очередь для себя выборы выиграл кандидат-двойник. Данный прецедент говорит не только о том, что политическая культура нашего общества еще не достигла состояния зрелости, но и обнаруживает несовершенство действующего избирательного законодательства», - говорит Евгений Семенов.
 
«Этот метод является глубоко аморальным. Во-первых, он эксплуатирует заблуждения и невежество некоторых избирателей. А во-вторых, он является фактически кражей ресурса у кандидата-носителя настоящего имени», - возмущается социолог Александр Прудник.
 
«Все, что было предпринято на нынешних выборах, – это хлам, вытащенный из прошлой жизни, - констатирует политический обозреватель Валентина Бузмакова. – Я не видела ни одной креативной идеи, яркой, заметной, то, что можно было бы использовать в будущем, ну, допустим, через год, на следующих выборах. Шоу «двойников» мы уже ранее наблюдали, но не в таком количестве».
 
Некоторые политехнологи наверняка сейчас ликуют от своих побед. Но, может быть, это пирровы победы? Доверие к «клонам» на этих выборах полностью подорвано, и в будущем эту технологию эффективно использовать уже не удастся. Впрочем, поживем – увидим.
 
Меньше креатива, больше колбасы
 
Похоже, что на политическую агитацию в период этих выборов было потрачено меньше средств, чем когда бы то ни было. Деньги шли на другое. «Сначала деньги отдали тупо на взятки, а потом тупо на подкуп. И все», - заключает Валентина Бузмакова.
 
Для тех, кто не в первый раз сталкивается с реалиями предвыборных кампаний, сей факт, конечно, не удивителен. Однако в эти выборы участники опять же перегнули палку в усердии подкормить избирателя. Об особенностях процесса рассказывает Александр Прудник:
 
«Это происходило следующим образом. Когда, например, кандидат раздавал как будто продовольственную помощь, у этих людей брали паспортные данные, адреса, номера телефонов. Люди не понимали, для чего это. Им говорили, это для того, чтобы подтвердить, что это была настоящая раздача. Потом оказалось, что к этим людям или приходили домой, или звонили по телефону из штабов и говорили: «Вы же взяли эту помощь, этот сахар, это масло, теперь придите,  проголосуйте за кандидата». То есть людям навязывали комплекс вины. Эта практика совершенно не допустимая. Раньше в таких масштабах это не использовалось. Причем когда это стало использоваться массово, не выдержала психика у некоторых нормальных кандидатов, и они стали делать то же самое из страха проиграть».
 
Получается, что сама по себе борьба предвыборных лозунгов и программа просто сходит на нет. Достаточно, накормить людей сахаром и колбасой, и они отдадут за тебя эти голоса. Только что делать тем, у кого нет денег на комплексные обеды для горожан?
 
***
 
У партий, властей, политтехнологов и прочих участников избирательного процесса есть время проанализировать свои ошибки перед следующими выборами, которые состоятся в 2016 году. По мнению экспертов, ждать чего-то нового на них не стоит. Разве что очередных рокировок потенциальных кандидатов, которые, как и в эти выборы, метались от одной партии к другой. Надо думать, избирателю такая чехарда уже поднадоела. Она роняет авторитет как личности, так и самой партии. Наверное, уже пора перестать делать такие глупые промахи.