События и комментарии экспертов фонда

  |  13 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

http://urfo.org/: Деньги на выборах решают все или почти все. Но только не в зоне повышенной духовности

Екатеринбург, Сентябрь 14 (Новый День – Новый Регион, Валентина Ярославцева, Евгения Вирачева) – Итоги избирательной кампании в Свердловской области вряд ли можно назвать неожиданными, хотя откровенный провал коммунистов многих удивил. Впрочем, если заглянуть в данные регионального избиркома об избирательных фондах кандидатов, то все становится на свои места. Ни один из кандидатов КПРФ во время предвыборной борьбы не потратил ни копейки на агитматериалы и собственный пиар. Точно такая же безденежная кампания была у представителей ЛДПР – за исключением кандидатки от партии на допвыборах в думу Сосьвинского округа. Кстати, именно ей и досталась победа, причем с перевесом всего в два голоса от ближайшего конкурента из «Единой России». О финансовых итогах свердловских муниципальных выборов – в обзоре NDnews.ru.
 
Стоит отметить, что тезис «кто больше вкладывает денег, тот и побеждает» во многих муниципалитетах себя вполне оправдал. Так, выборы главы Унже-Павинского поселения выиграл единоросс Алексей Белоусов – единственный кандидат, который получал пожертвования от спонсоров и тратил их на предвыборный пиар. Кстати, победа обошлась ему в 9120 рублей. Никаких сюрпризов не было и на довыборах депутата в думу Верхнесалдинского округа. Обладатель едва ли не самого крупного избирательного фонда (200 тысяч рублей) единоросс Константин Носков с легкостью обошел конкурентов, набрав 59,24% голосов. Такая же тенденция прослеживается на допвыборах депутатов в думы Артинского и Красноуфимского округов, Дегтярска и города Лесной. На этих территориях мандаты достались единороссам и самовыдвиженцам, которые тратили на агитацию значительно больше денег, чем их оппоненты.
 
Зато на выборах в Верхотурье результаты оказались более непредсказуемые. Так, в избирательном округе №1 «прогорел» кандидат от «Правого дела» Олег Чувашов. Он потратил на агитацию больше всех своих соперников – около 70 тысяч рублей, а в итоге занял лишь пятое место. Не помогли деньги и самовыдвиженцу Семену Чайко, избиравшемуся в округе №4. Коммерческий директор екатеринбургской строительной фирмы «РемАрт» потратил на избирательную кампанию свыше 150 тысяч, но на выборах получил всего 13% голосов и занял шестое место. Кстати, в этом округе победу одержал единоросс Дмитрий Глухов, который был самым «бедным» из всех кандидатов ЕР – он потратил на агитматериалы всего 4 тысячи рублей. Такой же пример эффективного вложения средств показал кандидат от «Российской партии пенсионеров за справедливость» Александр Зыков. Его кампания оценивалась в 3700 рублей, но ему удалось набрать 40% голосов и пройти в думу.
 
Богатым самовыдвиженцам не повезло и на выборах в думу Махневского МО. Фарит Зарипов потратил больше всех кандидатов (более 20 тысяч рублей), но за него проголосовало всего 3,9% избирателей. Такая же участь постигла самовыдвиженца Дмитрия Смирнова, ни в чем не уступавшего по финансовым тратам соперникам-единороссам, но взамен получил только 3% голосов.
 
При этом в Махнево оказались самые эффективные с точки зрения вложений кандидаты. Самовыдвиженцы Лариса Омельченко и Агаев Ясар Агагулу Оглы прошли в думу, истратив на агитацию каждый всего по 500 рублей. Причем им удалось победить намного более богатых соперников-единороссов.
 
Интересными получились итоги довыборов депутата в думу Сосьвинского округа. Здесь основная конкуренция развернулась между представительницей ЛДПР Ириной Сентюревой и единороссом Надеждой Лаптевой. Обе дамы на протяжении всей кампании ни в чем не уступали друг другу – ни в финансах, ни в агитации, и даже на выборах получили почти одинаковое количество голосов. Но кандидатка ЛДПР набрала в итоге на два голоса больше и оставила соперницу из ЕР не у дел.
 
По мнению политических экспертов, большие деньги не всегда гарантируют кандидатам успех на выборах. «Сам по себе объем потраченных на выборы средств ничего не означает. Важно не то, сколько потратить, а на что потратить. Вот одна партия наставила светящихся коробов от Екатеринбурга до Кольцово – и что? Сами партии и кандидаты зачастую не слишком компетентны в выборных технологиях, поэтому результат даже при серьезных затратах часто оказывается печальным», – прокомментировал NDnews.ru директор Уральского филиала ФоРГО, политолог Анатолий Гагарин.