Очередной рейтинг губернаторов от Фонда развития гражданского общества выйдет в конце сентября и будет учитывать КОЛ-фактор (конкурентность, открытость и легитимность выборов). Как рассказал «Известиям» глава ФоРГО Константин Костин, в тех регионах, где проходят выборы и где будут зафиксированы злоупотребления административным ресурсом в ходе избирательной кампании (давление на оппонентов, аномальный процент досрочно проголосовавших и др.), КОЛ-фактор может оказать влияние на рейтинг таких глав регионов.
ФоРГО ввел КОЛ-фактор с прошлого года. И, как напоминает Костин, там, где на выборах было зафиксировано злоупотребление административным ресурсом, губернаторы получали -10 и -20 к итоговым баллам.
– Один раз в году к рейтингу эффективности губернаторов применяется КОЛ-фактор. Это, по сути, оценка характера избирательной кампании в регионах, их конкурентности, открытости и легитимности. Соответственно, в ближайшем рейтинге, который выйдет в конце сентября, мы учтем ситуацию с выборами: как выборы проходили, насколько они были прозрачными и честными, насколько высока легитимность результата и доверие к нему со стороны участников гонки и жителей субъектов, – подчеркнул Константин Костин.
Глава ФоРГО пояснил, что КОЛ-фактор – это понижающий фактор, то есть если имеются проблемы с компанией, то губернатор понижается в рейтинге на 10 пунктов или на 20, в зависимости от характера злоупотреблений.
– Учитывается, насколько представители парламентских партий смогли участвовать в кампании. Если им создавались проблемы, то это один сценарий. Если был высокий уровень досрочного голосования, фактически аномальный, если есть нарекания по противодействию оппонентам административными способами, если есть данные и заявления о вмешательстве исполнительной власти в дела власти законодательной и дела избирательной комиссии, то это уже другой сценарий, – отметил он.
По предварительным отчетам избирательных комиссий, в настоящее время растет процент по досрочному голосованию в Калужской и Кемеровской областях, хотя в обоих регионах выборы проходят по референдумному сценарию. Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин также подчеркивает, что губернаторы этих регионов уверенно побеждают в первом туре и совершенно непонятно, зачем нужны эти сомнительные технологии, которые ставят под сомнение легитимность и честность выборов.
– Я думаю, что сами губернаторы вряд ли в этих регионах отдавали такие команды и вряд ли они в этом заинтересованы. Зачем им такие риски в отношениях с федеральным центром и в отношениях с элитами субъектов? Возможно, что это помощники, чиновники среднего уровня или какие-то консультанты в штабах, которые работают по заезженным, давно переставшим быть эффективными, применимыми и полезными технологиям, – считает Константин Костин, добавляя, что лучше выиграть с результатом в 79%, но при этом все будут уверены в честности кампании, чем с сомнительным итогом в 81%.
– Если посмотреть с прошлым годом, то подобные технологии лишь на малый процент улучшили и без того хорошие результаты в Нижнем Новгороде, в Самаре и в Санкт- Петербурге. В этих регионах и без досрочного голосования губернаторы победили бы в первом туре, но зато не было бы претензий со стороны оппозиции, общественных наблюдателей и СМИ, – уверят Костин. При этом он считает, что тяжело объяснить досрочное голосование в обычном регионе Европейской части России, где нет флота, вахтовой работы, труднодоступных территорий (как, к примеру, в Сибири и на Дальнем Востоке), а уровень досрочного голосования выше 10%.
– Когда этого нет, а уровень досрочного голосования равен 10%, 20%, 25%, – это, безусловно, наносит серьезный ущерб легитимности выборов и результатам голосования. Несет долгосрочные риски в отношениях руководителя субъекта с федцентром и с политической элитой собственного региона, – подчеркнул глава ФоРГО Константин Костин.