События и комментарии экспертов фонда

  |  24 августа, 2015   |   Читать на сайте издания

Постой, паровоз!

Как ожидается, на выборах в Госдуму у «Единой России» больше не будет в «паровозах» ни вице-премьеров, ни министров, ни губернаторов. Региональные группы партийного списка возглавят победители праймериз, те, кто действительно собираются работать в качестве депутатов. В правительстве вздыхают с облегчением: не понадобится прерывать основную работу и рисковать репутацией.
 
Федеральных чиновников — министров и вице-премьеров правительства — на выборах в Госдуму в 2016 году не планируется задействовать в качестве «паровозов» — руководителей региональных групп партийного списка «Единой России».
 
«Списки партии будут формироваться по итогам открытого предварительного голосовании. Ситуации, когда решения о том, кто пойдет во главе списка, принимались административным методом, остались в прошлом, — заявил «Ленте.ру» секретарь генсовета "Единой России", вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. — И свидетельством тому — предварительное голосование на региональных выборах 2015 года: кандидатов от партии выбирали все желающие жители региона».
Таким образом, возглавят региональные группы (как ожидается, в этот раз региональную часть списка разделят на минимально допустимое число групп — порядка 35 вместо 80, как это было на прошлых выборах) победители праймериз «Единой России». На днях в центральном исполкоме партии как раз состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке положения о предварительном голосовании по выборам кандидатов в депутаты Госдумы VII созыва. Региональные группы укрупнятся, в них будет больше депутатов, представляющих сразу несколько регионов.
 
На прошлых выборах в Госдуму в 2011 году во главе большинства региональных групп партсписка «Единой России» стояли губернаторы. Также были привлечены пять вице-премьеров, два федеральных министра, один руководитель регионального правительства и один крупный бизнесмен.
 
Список по Приморскому краю возглавлял первый вице-премьер Игорь Шувалов, по Ставропольскому краю — вице-премьер Игорь Сечин, по Волгоградской области — первый вице-премьер Виктор Зубков. В петербургском списке первым был вице-премьер Дмитрий Козак, в саратовском — вице-премьер-глава аппарата правительства (ныне — первый заместитель руководителя администрации президента) Вячеслав Володин.
 
В Красноярском крае единороссов вел за собой глава МЧС Сергей Шойгу, в Пермском — министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. В Иркутской области локомотивом выступил президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров, а в Адыгее — премьер-министр республики Мурат Кумпилов.
 
Все они сами идти в депутаты не планировали, а лишь помогали партии проводить в Думу своих сторонников.
«Модель минимизации "паровозов" распространяется на всех, не только на губернаторов, — говорит председатель совета директоров фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. — Списки должны вести победители праймериз, те, кто действительно собирается избираться и работать депутатом. Кроме того, поскольку выборы смешанные, то логично, чтобы группы списка вели сильные одномандатники, то есть те, у кого кампании в округах. Это позволит им максимизировать и свой результат в округе, и результат списка».
 
В 2016-м выборы в Госдуму впервые с 2003 года пройдут по смешанной системе: половина депутатов (225 человек) избирается в одномандатных округах, половина — по партийным спискам.
 
«Вряд ли мы увидим правительственных чиновников во главе региональных групп, — считает председатель правления фонда "Петербургская политика" Леонид Давыдов. — При смешанной системе в этом смысла нет. Министры-“паровозы” хороши, когда выборы проводятся по чисто пропорциональной системе, а в этот раз им сложно будет конкурировать с одномандатниками. Поэтому понадобятся не администраторы, а опытные электоральные бойцы. Это могут быть как федеральные депутаты, еще помнящие выборы 2003 года, так и региональные парламентарии, победившие в округах».
 
Следуя этой логике, можно предположить, что из обитателей Белого дома на выборы в Госдуму с «Единой Россией» пойдет только председатель правительства Дмитрий Медведев. Единороссы уже поспешили объявить, что как председатель партии он возглавит федеральную часть списка.
 
Отказ от практики «паровозов» в виде тяжеловесов из правительства эксперты объясняют в том числе тем, что в 2011 году большинство из них показали уж очень скромные результаты в доверенных им регионах.
 
Так, в Приморском крае за ЕР отдали голоса не многим более 33 процента избирателей. Игорь Шувалов тогда не скрывал разочарования. «Я считаю, что в принципе, исходя из объема инвестиций, и как мы там работали, результаты могли бы быть лучше. Но какие есть, такие есть», — заметил он журналистам.
 
В Санкт-Петербурге и Иркутской области «Единая Россия» набрала порядка 35 процентов. В Волгоградской области, Красноярском, Пермском и Ставропольском краях — чуть больше, но все равно не дотянула до 40 процентов.
 
В тех регионах, где списки вели члены правительства, приличный результат у партии власти (почти 65 процентов) зафиксирован только в Саратовской области, где список возглавлял Вячеслав Володин (был депутатом Госдумы III, IV и V созывов).
 
«Все эти чиновники были заняты совершенно другой работой, и выборы для большинства из них — дело непрофильное», — говорит Леонид Давыдов. Так, глава корпорации «Иркут» Алексей Федоров спустя неделю после объявления результатов направил в Центризбирком уведомление об отказе от мандата. Партийцы объясняли его решение большой загруженностью по основному месту работы. Вице-премьер Дмитрий Козак был занят более важным делом, чем депутатство — он отвечал в правительстве за проведение зимней Олимпиады в Сочи.
 
 
«Смешанная система практически забыта, ситуация в экономике непростая. В этих условиях центр не захочет рисковать фигурами федерального уровня, возлагая на них политические обязательства, — считает политолог Андрей Максимов, ранее работавший в партии власти. — Если региональный список во главе с таким "паровозом" наберет недостаточно голосов, то чиновник понесет репутационные издержки. А на примерах Екатеринбурга и Калининградской области мы видим, что неожиданности возможны».
 
По мнению политолога, губернаторам «паровозить» на федеральных выборах тоже необходимости нет: большинство глав регионов легитимизируется в ходе собственных прямых выборов, возвращенных в 2012 году. Впрочем, на выборах в региональные парламенты губернаторы по-прежнему встают во главе списков родной «Единой России». «Вероятно, для того, чтобы ни у кого не возникало иллюзии по поводу их равноудаленности от всех политических сил», — полагает Максимов.
 
Собеседников «Ленты.ру» из Белого дома курс партии на сведение «паровозов» к минимуму обрадовал. «Быть “паровозом” — это большая обуза, — признается один из правительственных чиновников. — Для нас это дополнительная нагрузка, и зачастую совершенно ненужная. Такой своеобразный субботник». «Но если скажут, то, конечно, пойдем», — добавляет он. 
По словам Леонида Давыдова, вместо «паровозов» в лице вице-премьеров «Единой России» придется искать политиков с сильным электоральным потенциалом, коих в настоящий момент явный дефицит.
Дина Ушакова