| 13 июля, 2015 | | | Читать на сайте издания |
Евросоюз и США еще на год продлил экономические санкции против Крыма, настаивая на непризнании присоединения полуострова к России. Все также запрещены европейские инвестиции, авиасообщение, выдача крымчанам шенгенских виз, заход судов под флагом ЕС в крымские порты. А туристам из Европы, которых к слову, и в прежние времена было немного, настоятельно рекомендовано не отдыхать на наших курортах.
Но есть и некоторые «послабления». Госдеп разрешил американским IT-компаниям предоставлять свои услуги. Для крымчан вновь доступны обновления бесплатного браузера Google Chrome, пользование бесплатными приложениями на Google Apps. Стали оживать Visa и MasterCard…
Двухсторонний ущерб
Насколько ощутимо это давление – «МК в Крыму» решил узнать у экспертов и обычных жителей полуострова.
- Думаю, главное их последствие в том, что Запад упускает свой шанс повлиять на модель развития российского Крыма, считает политолог Андрей Никифоров. - Взаимодействуя с Россией, они могли бы способствовать созданию у нас этакого "черноморского Тайваня". Но, в принципе, с задачей модернизации Крыма мы и сами справимся, особенно, если получим поддержку от стран, которые к санкциям не прибегают (а это - очень мощные потенциальные инвесторы). Просто это будет уже какая-то другая модель, в которой ни Вашингтону, ни Брюсселю места не останется.
По мнению руководителя крымского филиала Фонда развития гражданского общества Натальи Киселевой, в глобальном мире санкции - это обоюдоострое оружие.
- Россия ввела контрсанкции, и в итоге финансовые потери несут и страны, подключившиеся к санкциям против России, - поясняет Наталья Васильевна. - То есть экономической выгоды от такой политики нет, а политическая также не просматривается. Конечно, нельзя отрицать определенное влияние санкций на Крым и жизнь крымчан, но у крымчан есть жизнь. А это главная ценность. Продление санкций со стороны ЕС не усугубит материального положения крымчан, потому что положение крымчан зависит от российской власти, а не от Евросоюза.
И в этом мнении политолога поддерживают наши пенсионеры.
- Они своими санкциями, нанесли себе сами ущерб, - считает Анна Атаянц. – Чем дольше они нас будут прижимать, тем больше мы будем развиваться сами.
Ольга Иванова счастлива, что теперь россиянка и напоминает, что вместе и не такие трудности преодолевали в прошлом:
- Спасибо, за то что нас поддержали, и мы стали России. А санкции к простому народу не имеют никакого отношения.
Молодежь, высказывая свое мнение, более критичны и реалистичны.
- На фоне общероссийского кризиса, вызванного санкциями, Крым пострадал наверное больше всего, - говорит студент КФУ Артем Куприянов. - Качество жизни, по-прежнему, остается на низком уровне и перспективы на сегодняшний день не радужные. Продление санкций несомненно будет тормозить развитие полуострова. Крым - курортный регион, на одних российских туристах нам не выплыть.
Двойные стандарты
Скепсис наших политологов по поводу влияния экономических санкций на политику государства разделяют и их западные коллеги. Так американец Джозеф Най в своей работе «Будущее власти» ясно дает понять, что санкции неэффективны и используются лишь с целью изменения поведения, сдерживания и смены режима в другой стране. Как ни странно, но европейские государства и США не ставили перед собой задачу изменить поведение таких непризнанных территорий, как Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье или же Нагорный Карабах, но прикладывают все усилия для перевоспитания России и ее субъекта. Южная Осетия, объявившая о своей независимости в 1991 г., впервые была признана в 2008 году Россией, а впоследствии – еще несколькими государствами; хотя она и по сей день носит статус частично признанного государства, санкциями на нее никто не давит. Аналогичную историю переживает и Абхазия, объявившая о независимости в 1994-м и признанная РФ только в 2008 г. С Нагорным Карабахом ситуация уже совершенно иная: против него и поддерживающей его Армении не только не были введены санкции, но и была оказана помощь со стороны США.
Приднестровье также избежало санкций, не считая введения визовых ограничений для 19 представителей политической элиты непризнанной республики, но разве это можно назвать санкциями, сравнивая с ограничениями в отношении России и Крым? Налицо политика двойных стандартов, являющаяся уже визитной карточной западного мира.