— Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной, — новый раздел нашего сайта, который будет постепенно заполняться по мере выявления таких НКО. Не исключено, что в него войдут организации, предложенные Советом Федерации, — сообщили «Известиям» в Минюсте, где до этого существовал только реестр организаций, выполняющих в России функции иностранного агента, созданный в конце 2012 года.
С инициативой создания стоп-листа нежелательных НКО 24 июня выступил глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев, заявивший о том, что в России нужно создать список зарубежных неправительственных организаций, которые вмешиваются во внутреннюю политику России, добиваясь революционной смены власти в стране. По его словам, после ряда государственных переворотов и смены режимов на лояльные американцы и их союзники не скрывают, что Россия следующая. Не случайно, как считает сенатор, финансирование НКО, которые расшатывают политическую ситуацию, выросло практически вдвое — с 37 млрд рублей в 2013 году до 70 млрд рублей в 2014-м.
Предложение Косачева нашло поддержку в МИД РФ, в котором заявили о готовности внести свои предложения по реестру, а также у спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Как стало известно, на заседании в среду верхняя палата предложит включить в стоп-лист 12 НКО, в числе которых оказались Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд «Образование для демократии», Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека.
Как уточнили в Совете Федерации, из этих нежелательных организаций семь имеют отношение к США, три — к Украине и две — к Польше. Всего за несколько недель обсуждения этого вопроса в Совет Федерации поступило 60 предложений о таких организациях.
С большой вероятностью сенаторы поддержат этот вопрос единогласно, после чего направят свой стоп-лист в Генпрокуратуру, МВД и Минюст, где уже готовы отнестись к списку с большим вниманием.
— Мы видели, какую огромную роль эти НКО сыграли в организации цветных революций на Украине, в Грузии, Молдавии, Киргизии, в странах Ближнего Востока. И в России есть такие организации, которые, прикрываясь защитой гражданского общества, прав человека, откровенно влезают во внутренние дела России, обостряют конфликты. Если бы они попытались делать подобное в США, то их бы выставили из страны за 24 часа, — пояснил зампред комитета по международным делам Совета Федерации Владимир Джабаров, убежденный в том, что Россия должна защитить себя от таких организаций.
— Госдеп не скрывает своей роли в цветных революциях. США сами заявили о том, что вложили в Украину $5 млрд. Мы видим, чем это закончилось. Я, например, не хочу, чтобы около моего дома жгли шины и кричали лозунги, подброшенные неизвестно откуда, — заявил коллега Джабарова зампред комитета СФ по международным делам Андрей Климов, отметивший, что во многих странах мира деятельность таких НКО находится под пристальным контролем государства.
Экс-замглавы Минюста России, депутат Госдумы Василий Лихачев считает, что инициатива Совета Федерации будет очень резонансной на Западе, который наверняка подвергнет ее жесткой критике.
— На мой взгляд, каждый случай надо рассматривать отдельно, а не огульно и общим списком. То есть должна быть история по каждой организации, в отношении которой у компетентных органов есть вопросы. Должны быть четкие признаки, что такие организации опасны для внутренней политики России, — отметил Лихачев, считающий, что это даст повод для новых русофобских нападок на Россию. По его словам, чтобы их было меньше, нужно соблюсти юридическую чистоту.
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин отметил, что вопрос нежелательных НКО в России как никогда актуален.
— Неправительственный сектор должен заниматься общественно значимой деятельностью, стремиться повышать уровень гражданской солидарности и качества жизни, а не использоваться в качестве инструмента внешнего давления на власти России. Тут грань очень четкая. Мы же не против того, чтобы неправительственные иностранные организации у нас работали, но они не должны служить ширмой, прикрытием для продвижения интересов других государств, вмешательства во внутреннюю политику. Сейчас актуальность этой проблемы повысилась, так как в прошлом году в США был принят закон о противодействии российской агрессии, где наряду с поставками военного снаряжения на Украину прописано финансирование НКО в России, — говорит Костин, отмечающий, что на эти цели тратятся деньги американских налогоплательщиков и за них Госдепу придется отчитываться, то есть рассказывать, что именно было сделано в интересах США и их граждан.
По его словам, в данном случае Россия защищает свою национальную безопасность и суверенитет.