| 28 августа, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Елизавета Серьгина
Американские запросы касались «20 000-21 000 пользователей», Facebook удовлетворила 79% из них. На втором месте — Индия(3245 запросов, ответы даны по 50%), на третьем — Британия (1975, удовлетворены 68%). Из России поступил лишь один запрос, оставшийся без ответа.
Отчеты о запросах госорганов публикуют и другие крупные американские компании. Twitter в первой половине 2013 г. получил 1157 запросов; лидерами по их количеству стали США, Япония и Великобритания. Россия данными о пользователях не интересовалась, но лидирует по количеству просьб об удалении контента. Microsoftв 2012 г. получила 70 665 запросов на раскрытие данных о пользователях Hotmail, Outlook.com, SkyDrive и т. д. Более 2/3 пришлось на США, Британию, Турцию, Германию и Францию, на Россию — ни одного.
А вот Google во второй половине 2012 г. получила от российских чиновников 114 запросов против шести в первом полугодии. Ее представитель связывал это с принятыми осенью 2012 г. поправками в закон о защите детей от вредной информации, требующими блокировать такой контент.
Российские чиновники меньше обращаются в американские компании, потому что не разработали механизм взаимодействия с ними, говорит эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян: их запросы проходят массу согласований, в том числе через минюст США. По запросам от американских госорганов местные компании работают быстрее и иногда без соблюдения процедур — об этом свидетельствуют данные, раскрытые бывшим сотрудником ЦРУ и АНБ Эдвардом Сноуденом, добавляет он. В июне газета The Guardian опубликовала секретный приказ суда США, предписывающий Verizon три месяца ежедневно передавать властям США данные о звонках его абонентов. А The Washington Post сообщила о существовании секретной программы PRISM, дающей спецслужбам доступ к данным крупнейших мировых IT-компаний об интернет-коммуникациях их пользователей.
Апетьян предполагает, что российские госорганы не менее активно сотрудничают с крупными местными интернет-компаниями и им тоже неплохо бы раскрывать статистику о запросах. «Яндекс» рассматривает такую возможность, говорит его представитель Очир Манджиков. Если Mail.ru Group столкнется с объективной необходимостью регулярно раскрывать такие данные, то это вполне реализуемо, полагает ее представитель.