Эксперт рассказал об изменившихся настроениях в обществе перед выборами
Накануне начала очередного избирательного цикла, предстоящую кампанию в Фонде развития гражданского общества обсудили политконсультанты, социологи и электоральные юристы.
Об изменившихся настроениях в обществе в рамках практической конференции профессиональных организаторов предвыборных кампаний «Избирательные кампании 2015 года: актуальный контекст и вопросы эффективности» рассказал глава председатель правления ФоРГО Константин Костин.
«Меняются традиционные, считавшиеся практически каноническими, модели электорального поведения больших социальных групп, например, участники митингов на Болотной площади, голосовавшие на выборах президента РФ за Владимира Путина, и пенсионеры, отдавшие свои голоса в Москве на выборах мэра за Алексея Навального. Изменилось отношение граждан к различным формам политической активности (уличные мероприятия перестали восприниматься как что-то опасное и неодобряемое), серьезно поменялась коммуникационная среда (интернет стал поставщиком информации наряду с «большим» телевидением)», - сказал он.
По его словам, политическая система страны и избирательная система, как ее часть, также претерпели существенные изменения. Костин считает, что это связано с реализацией комплекса мер, направленных на развитие политической конкуренции (увеличилось число политических партий и количество выборов).
В связи с этим Костин предположил, что «классические приемы и методы достижения электорального результата: инерционные сценарии с засушенной явкой» на этот раз не гарантируют беспроблемную кампанию провластному кандидату. По его словам, базовый электорат крупных партий – это не однородное сообщество, которое можно мобилизовать одним генеральным сообщением, а совокупность разнообразных целевых групп с собственными интересами, лидерами, коммуникационными предпочтениями, и это надо учитывать профессиональным организаторам избирательных кампаний в своей работе.
В ходе избирательного цикла состоятся выборы 21 высшего должностного лица субъектов РФ, 11 органов законодательной власти российских регионов и более 3000 муниципальных кампаний. 74 партии смогут выдвинуть своих кандидатов, чтобы побороться за мандаты разного уровня в 70 субъектах РФ.