Дающего взяли за руку
Как стало известно “Ъ”, Счетная палата приступила к проверке грантооператоров, распределявших средства из госбюджета среди некоммерческих организаций (НКО) в 2012–2015 годах. Первым под ревизию попал Институт проблем гражданского общества, распределявший гранты до 2014 года, но в этом году не попавший в список операторов. Источники “Ъ”, близкие к администрации президента, заявляют, что проверка является плановой и через эту процедуру пройдет не только институт.
Институт проблем гражданского общества (ИПГО; создан в 1994 году) распределял гранты с 2009 года, а в 2015 году впервые не попал в список грантооператоров. В 2014 году, когда между грантооператорами распределялись средства в размере 2,7 млрд руб., институт участвовал в их выделении НКО в последний раз. По словам источников “Ъ” в организации, глава ИПГО Мария Слободская посчитала, что сотрудники администрации президента слишком настойчиво вмешиваются в работу грантооператора, из-за чего приняла решение прекратить оказание помощи НКО за государственный счет.
Однако весной этого года, комментируя “Ъ” выход ИПГО из списка грантооператоров (см. “Ъ” от 3 апреля), госпожа Слободская заявила, что «ничего экстраординарного не происходит», и пожаловалась на «чудовищную нагрузку» по проверке и подготовке различной документации и отчетов, сопряженных с работой по распределению грантов. Источники “Ъ”, близкие к администрации президента, комментировали результаты сотрудничества с ИПГО исключительно благожелательно. Хотя институт больше не распределяет гранты, он еще в течение полутора лет будет «вести» НКО, которые по его решению получили деньги на проекты.
О том, что Счетная палата проверяет ИПГО, “Ъ” сообщили сразу несколько источников в некоммерческом секторе. Мария Слободская подтвердила это “Ъ”: по ее словам, проверка началась несколько недель назад, о ее результатах будет объявлено уже 8 июня. «На фоне последних новостей, касающихся НКО, в том числе и принятия законов о нежелательных организациях, беспокойство коллег понятно, но мы ждем официального результата»,— сказала госпожа Слободская. По ее словам, ревизоры Счетной палаты поднимают информацию обо всех президентских грантах, выданных с 2012 по 2015 год.
Госпожа Слободская напоминает, что о проверках среди грантооператоров еще в начале года предупреждала глава Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая на общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития». Но госпожа Голикова заявила тогда, что Счетная палата проверит не самих грантооператоров, а грантополучателей, и не всех, а лишь по конкретным проектам. За последние два года на поддержку социально значимых проектов НКО по линии президентских грантов было выделено 7,5 млрд руб., сообщила госпожа Голикова, отметив, что государству необходимо внимательно проследить за эффективностью их расходования.
ИПГО — первый грантооператор, которого проверяет Счетная палата. Опрошенные “Ъ” представители остальных грантооператоров (о грантооператорах см. справку “Ъ”) сообщили, что о намечающихся проверках ничего не слышали. Как отметила Мария Слободская, ранее со столь масштабными проверками ИПГО не сталкивался: «Такое происходит впервые. Но, опять же, мы не ждем пока никакого негатива, поскольку о результатах пока ничего не известно». Как заявила “Ъ” уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, она также считает проверку штатной: «Не думаю, что будут какие-либо последствия. Это плановая проверка, а не внезапный визит ревизоров. Источник “Ъ”, близкий к АП, подтвердил, что Счетная палата планово проверяет деятельность всех грантооператоров за 2013–2014 годы, это касается и института Слободской.
В самой проверке грантооператора ничего необычного нет — она проводится Счетной палатой регулярно, говорит руководитель Фонда развития гражданского общества, экс-глава управления президента по внутренней политике Константин Костин. Технически гранты передаются через управделами президента (УДП), отмечает он, поэтому по условиям работы грантооператоры «достаточно долго сохраняют документацию». Как заявил “Ъ” господин Костин, деньги после передачи операторам перестают быть бюджетными и «никакой меры воздействия на грантополучателей сейчас нет». Он сам предлагал на определенное время отстранять получателей гранта от участия в конкурсе, если заявленная программа не выполнена.
Эксперт Общероссийского гражданского форума Влада Муравьева согласна, что оценить эффективность распределения грантов непросто: «Информация о критериях конкурсного отбора обществу не предоставляется, публичные защиты проектов не проводятся». При этом, отметила госпожа Муравьева, непрозрачность распределения грантов вредит и налогоплательщикам, и самим НКО, и операторам, которые не понимают, какие проекты являются приоритетными для финансирования: «При таких размытых правилах игры доказать, что работа выполнена хорошо, значительно сложнее».
Григорий Туманов, Ирина Нагорных, Максим Иванов