События и комментарии экспертов фонда

  |  26 августа, 2013   |   Читать на сайте издания

Володин объяснил, почему оппозиционеров не снимают с выборов

Анна Бусыгина

Первый заместитель руководителя администрации президента рассказал о новом политическом курсе страны

Вячеслав Володин на встрече с политологами заявил, что в рамках новой стратегии по развитию политической системы представителей оппозиции не будут снимать с выборов, сообщает газета «Ведомости», со ссылкой на участников встречи. Всего на встречу были приглашены 20 экспертов.

Речь идет о новом этапе в развитии политической системы, основанном на принципах конкурентности и открытости, легитимности, выстраивания системы, исходя из долгосрочной стратегии, а не «управления хаосом в ручном режиме», рассказал изданию тезисы Володина политолог Михаил Виноградов. Администрация президента настаивает, чтобы все кандидаты, включая ярких оппозиционеров, участвовали в выборах. В Кремле подчеркивают, что намеренно допускали политиков, которых раньше невозможно было увидеть на выборах: Евгений Ройзман — в Екатеринбурге, Алексей Навальный — в Москве, и это не разовая акция, а стратегия. Сам Володин счел кандидата на пост мэра Москвы Алексея Навального безопасной фигурой. По его мнению, даже если Навальный наберет 20-25 процентов, никакой угрозы этот факт представлять не будет.

Такой же линии придерживается Центризбирком, поправляя коллег из регионов, если местные власти действуют «по старинке».

По мнению одного из участников встречи, своей новой риторикой власть пытается включить оппозицию в избирательный процесс при системе, которую можно охарактеризовать как «конкуренция без сменяемости власти».

Политологи Михаил Виноградов, Павел Данилин и Константин Костин рассказали «Снобу» о подробностях встречи

Михаил Виноградов, президент Фонда петербургской политики:

Время от времени происходят встречи политологов с разными чиновниками, в том числе и с администрацией президента. Я думаю, что в данном случае смыслов несколько. Во-первых, донести до политологов детали новой реформы. Во-вторых, сформулировать некие идеологемы, в которых живут российские руководители. Для одних политологов это руководство к действию, другим же интересно послушать аргументацию нововведений из уст первых лиц: в любом случае, лучше, когда она звучит, чем когда о ней умалчивают. Ну и в-третьих, на таких встречах есть возможность задать вопросы на интересующие вас темы в расчете на то, что ответ будет относительно искренним. Кроме того, для части политологов, претендующих на политическое влияние, иногда это попытка донести свое мнение и свою оценку до первых лиц.

На встрече обсуждалась и тема Навального, но, скорее, в контексте его кампании. Также давались экспертные оценки его деятельности, правда, в большей степени они давались политологами, чем Володиным.

Я думаю, что задержание Навального отражает уровень нервности властной системы и отсутствие у власти опыта политической борьбы, вследствие чего неожиданные действия приводят ее в стресс и провоцируют либо завышенные ожидания собственного успеха, либо какие-то эмоциональные страхи. Я думаю, что это задержание относится к таким абсурдным ситуациям, когда дается команда действовать, но не уточняется, как именно.

Павел Данилин, генеральный директор Центра политического анализа:

На этой встрече было высказано несколько идей. Естественно, мы говорили о текущей политической ситуации. Политологи задавали вопросы по поводу достаточно широкого доступа к выборам кандидатов, которых раньше и на пушечный выстрел бы к избиркому не допустили – таких как Навальный, Ройзман, недавно в эту же категорию попал и Геннадий Гудков. Оказалось, что допускаются практически все.

Сейчас, например, в Воронеже от «Альянса зеленых» выдвигается Галина Кудрявцева. У нас любят говорить, что за Навального заступился Собянин, а за Ройзмана – Куйвашев, но теперь стало понятно, что это не частная инициатива политиков, а стратегическое решение и выбор лично Владимира Путина. Администрация президента тут является исполнителем этого решения, так же, как ЦИК является оператором этой стратегии. В некоторых регионах были восстановлены кандидаты от «ПАРНАСа». В Рязани произошли многочисленные восстановления кандидатов, снятых местными властями – там власти достаточно часто используют административный ресурс для снятия неугодных кандидатов. Было четко дано понять, что это недопустимая тактика, что она ведет к ухудшению конкурентности и к уменьшению открытости выборов, что неприемлемо. Сейчас открытость и конкурентность на выборах является центральной позицией, за которую борется власть по требованию президента.

Относительно Навального: в воскресенье, безусловно, было превышение по численности массовых мероприятий и полицейские действовали строго по закону. А человек, который подарил вчера Навальному яблоки, вообще отличился чувством юмора, – как змей-искуситель. С другой стороны, у Навального и так очень много нарушений на этих выборах, на которые приходится закрывать глаза. Фактически он получил индульгенцию на нарушения. Поэтому полиция, которая его задержала, попыталась хоть чуть-чуть привести его в чувство. Это первое. Второе – нам в Москве никакие Майданы не нужны. Навальному дали понять, что вообще-то нужно соизмерять свои «хотелки» с возможностями, потому что очевидно, что этот сгон людей был намеренным и вызывающим. Они были призваны показать московским и федеральным властям, что за Навальным стоит множество людей – ну, мы видели, когда его посадили, к Госдуме вышло более десяти тысяч человек. Вчерашнее сборище в Сокольниках – это своеобразное обращение к властям Москвы с призывом поторговаться. Власти на это ответили по-своему и отвезли Навального в обезьянник. При этом Москва страдает. Все майданные технологии должны четко быть отслежены и пресечены.

Константин Костин, председатель правление негосудартсвенного Фонда развития гражданского общества:

Такие встречи – это один из инструментов обратной связи, поскольку для тех, кто занимается администрированием политических процессов, важно узнать мнение экспертов о проходящих выборах. То есть тех людей, которые наблюдают за выборами, анализируют происходящее и делают выводы. Это, к тому же, хорошая возможность рассказать о приоритетах политической повестки.

На встрече обсуждался очередной этап политической реформы, которая сейчас происходит. На данный момент большой период завершен и много игроков участвует в этих выборах, больше, чем раньше, новых партий, много ярких оппозиционеров выдвинулось. Можно предположить, что через год их выдвинется еще больше. Приоритеты обозначены: открытость, легитимность, конкурентность. Это – одна из программных установок Владимира Путина, с этим он шел на выборы, а администрация президента помогает ему в реализации его конституционных целей и задач, его полномочий.