«Комитет 131» замышляет муниципальную контрреволюцию
Бурлящая политическая жизнь в Артемовском выходит на новый уровень. Оппоненты мэра и сити-менеджера решили объединиться с единомышленниками из других муниципалитетов. Лето они потратят на поиск адептов, чтобы осенью собрать их в Екатеринбуге на большую конференцию. Одни эксперты не исключают «лавинообразного» развития проекта, другие обвиняют его авторов в демагогии и передергивании статей Конституции.
26 мая депутаты местной Думы Агзам Шарафиев, Раиса Гареева совместно с пятью общественниками из Артемовского и близлежащих поселков учредили «Комитет 131». Как сообщил «URA.Ru» Шарафиев, это название избрано не случайно. Статья Конституции РФ № 131 определяет основы деятельности местного самоуправления в стране. Авторы проекта считают, что содержащиеся в ней тезисы зачастую нарушаются и требуют защиты.
«Комитетчики» сформировали свою программу из трех пунктов. Первый гласит, что проведенная в 2006 году экс-губернатором Эдуардом Росселем реформа, в ходе которой подавляющее большинство районов были преобразованы в городские округа, была ошибочной. Ее однобокость нарушила права небольших сельских и городских поселений, лишившихся права на формирование собственных органов управления и независимых бюджетов. Именно тогда Агзам Шарафиев оспаривал создание Артемовского городского округа, дойдя со своими исками до Верховного суда, где в итоге и потерпел поражение.
Шарафиев уверен, что создание администраций и Дум во всех поселениях позволит их жителям «дотянуться до власти рукой». Сегодня многие из них лишены возможности даже пообщаться с курирующим их депутатом.
Второй постулат авторов проекта говорит о чрезмерном вмешательстве областного парламента в муниципальную жизнь на нынешнем витке реформы МСУ. Они намерены добиваться, чтобы региональные депутаты учитывали мнение населения на местах, определяя какой — «одноглавой» или «двуглавой» — будет система власти в том или ином городе. Третий пункт гласит о желательности повсеместного введения прямых всенародных выборов мэров. «Артемовский стал одним из первых городов, где появился институт сити-менеджерства. За прошедшие годы мы увидели его неэффективность», — резюмирует Шарафиев.
В ближайшие дни представители «Комитета 131» намерены выступить на заседании «Федерального сельсовета» под председательством свердловского фермера Василия Мельниченко и найти сторонников среди участников мероприятия. Помимо этого, в ближайших планах встреча с главой Екатеринбурга Евгением Ройзманом и депутатами Екатеринбургской гордумы. Затем пройдут переговоры с активными парламентариями и общественниками из других муниципалитетов, которые лишь изредка выражали недовольство продолжающейся реформой, не помышляя об объединении сил. Этот этап работы завершится осенью общеобластной конференцией с участием политиков и ученых. Агазм Шарафиев надеется, что общий язык с Евгением Ройзманом будет найден и мероприятие пройдет в областном центре.
PR-поддержку экспансии «Комитета 101» будет оказывать популярная в ряде городов на востоке области газета «Егоршинские вести», где Шарафиев работает главным редактором, а также СМИ присоединившихся к проекту сторонников его идей.
Эксперты по-разному отнеслись к запуску нового проекта. В частности, курирующий Артемовский депутат Законодательного собрания области от «Единой России» Максим Иванов говорит о значимости его создателей: «Шарафиев и Гареева — уважаемые в Артемовском люди. Зная организаторский талант Шарафиева, могу предположить, что идеями этого движения заразятся многие — жители Артемовского традиционно активно общаются с жителями других городов. Это может принять лавинообразный характер. Главное, чтобы экспансия „Комитета 131“ не навредила области».
Иванов уверен, что появление проекта стало результатом системных проблем во власти Артемовского городского округа: «Люди ставят в вину муниципальной власти отсутствие нормальной работы в городском хозяйстве. Это политические начинание можно было купировать еще год назад. Сейчас с его организаторами надо выстраивать диалог».
О необходимости тесного общения власти с зарождающейся общественной силой говорит и депутат Заксобрания Евгений Артюх, вносивший недавно законопроект о возвращении прямых выборов мэра Верхотурья: «Ценность начинания артемовцев в том, что оно поднимает дискуссию о роли населения в реформу МСУ. Мнение населения Свердловской области при ее проведении не спрашивают. Впрочем, это не только наша беда. В соседних областях его не спрашивают тоже».
В то же время звучат и скептические мнения по поводу данного начинания. Еще один борец за возвращение всенародных мэрских выборов депутат Заксбрания Андрей Альшевских опасается, что создание «Комитета 131» — предвыборный проект, в рамках которого в целом ряде муниципалитетов в 2016 году будут выдвигаться кандидатами в депутаты носители схожих политических взглядов: «Можно предположить, что основным пунктом их программ станет „закидывание“ Заксобрания письмами и обращениями с просьбой вернуть на той или иной территории „одноглавую“ систему власти».
А вот глава Уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин видит в начинании определенную политическую опасность. Он считает, что последние действия власти по внедрению на территориях «двуглавой» системы власти упорядочивают ситуацию на местах. Эксперт предполагает, что авторы проекта «Комитет 131» в личных интересах раскачивают политическую обстановку, используя демагогию и «жонглируя фразами о волеизъявлении народа». Гагарин предлагает вариант избавления общественности от зарождающейся угрозы: «Пытающимся сохранить статус-кво в Артемовском и других муниципалитетах кланам нужно уйти с политической арены, уступив место представителям новой политической элиты, истинным народным представителям. Я бы как технолог посоветовал в противовес „Комитету 101“ создать в Артемовском городское отделение ОНФ».
Однако представители администрации губернатора не видят смысла в противостоянии с общественниками. «В Свердловской области действительно идет совершенствование системы местного самоуправления. В законодательство внесены изменения, которые расширяют список форм, а также порядок избрания и формирования органов местной власти. Все это происходит публично. Все инициативы рассматриваются депутатами местного уровня власти, которые были избраны населением», — говорит директор департамента внутренней политики Антон Третьяков. «Мы приветствуем широкое обсуждение. Поэтому неуместно говорить о существовании каких-либо установок со стороны областной власти по данному вопросу».