| 15 мая, 2015 | | | Читать на сайте издания |
Администрация президента сменила тренд по назначению исполняющих обязанности губернаторов. По информации «Известий», Кремль отказался от «варягов» и сейчас главами регионов в абсолютном большинстве становятся кандидаты из местных политиков, знающие специфику субъекта. Как говорят эксперты, запрос на управленцев с малой родины имеется не только у федерального центра, но и у местного населения.
После отмены назначения губернаторов и введения прямых выборов, ряд глав регионов, как раз из разряда «варягов», показали свою неспособность быть избранными. В докладе 2013 года коммуникационного холдинга Minchenko Consulting к таким руководителям был отнесен уже бывший глава Волгоградской области Сергей Боженов. В настоящее время регион возглавляет тоже «варяг» — Андрей Бочаров. Однако, как говорят в администрации президента, на сложные регионы, каким является в том числе и Волгоградская область, нужно ставить людей, которые не только сильны в хозяйственном плане, но и могут держать элиты в гармонии.
В некотором роде «варягом» считается и губернатор Пермского края Виктор Басаргин. Выходец из Свердловской области, он с 2000 по 2008 год работал в полпредстве Уральского федерального округа, а с 2008 по 2012 год занимал должность министра регионального развития. Однако сейчас, согласно рейтингу эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), он находится в «группе смертников». Фактически главы регионов с самым низким рейтингом не имеют шансов на переназначение, так как у них практически нет шансов на избрание — нет поддержки у населения.
Стоит отметить, что эффективным «варягом» стал москвич Алексей Островский, возглавляющий Смоленскую область. Еще будучи депутатом Госдумы, он курировал во фракции ЛДПР этот регион. В рейтинге ФоРГО он находится в группе со средним рейтингом.
— «Варяги» — это исключение. Мы делаем ставку на местных кандидатов, — заявил «Известиям» источник в администрации президента.
Глава фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский подтвердил, что тренд на местных кандидатов в губернаторы есть и он тесно связан именно с возвращением выборности губернаторов.
— При системе назначения критерии подбора кандидатур в большей степени чисто менеджерские, а при выборности — политические. Для избирателей достаточно существенное значение имеет, является ли человек местным, своим, воспринимает ли регион как родной, собирается ли, грубо говоря, жить в регионе и после отставки, тут ли живут его родные и дети — а значит, думает ли он о будущем территории или только сегодняшним днем живет, — отмечает Бадовский.
По его словам, другие институциональные решения власти дополнительно поддерживают тренд. К примеру, ценз оседлости для сенаторов плюс возвращение выборов по одномандатным округам — это каналы роста в регионе сильных публичных политиков.
— На этом фоне институт губернаторства тоже начинает в большей степени тяготеть к тому, чтобы глава региона был местным, чтобы быть более политически конкурентоспособным, — подчеркивает глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский.
Стоит отметить, что недавно депутат Госдумы Виталий Золочевский (ЛДПР) внес законопроект о цензе оседлости для губернаторов. Однако он пока не принят Госдумой. И, скорее всего, будет отклонен, так как для тяжелых регионов всё же иной раз будет полезным внедрение жесткого «варяга» — для борьбы с коррупцией в элитах.
Губернатор Северной Осетии Таймураз Мамсуров считает, что губернатор должен быть родом из собственного региона. При этом управленец не исключил и иного варианта, но данный аспект должен быть как минимум третьим в вопросе выбора губернатора, в первую очередь важны профессиональные навыки и умения.
— Я бы тысячу раз подумал, если бы мне оказали высокое доверие и отправили на другую территорию, которою бы я не знал. Мое мнение — в любом случае, если есть выбор при прочих равных условиях, лучше склоняться к выбору местного, — пояснил свою точку зрения губернатор. — Хотя вариант, что человек назначен не из региона, тоже имеет право на существование. Слишком принципиально я бы к этому вопросу не подходил.
Губернатор Тамбовской области Олег Бетин уверен, что в каждом отдельном случае решение должно приниматься с учетом ситуации внутри региона.
— Бывают ситуации, когда в области спокойная обстановка, в которой можно провести выборы с учетом мнения населения, а бывает так, что есть конфликт центра и региона или между элитами в регионе. В таких регионах требуется свежий человек, который смог бы найти решение проблемы, — поясняет губернатор.
Председатель правления ФоРГО Константин Костин рассказал «Известиям», что «варяги» — скорее исключение из правил.
— Думаю, в каждом регионе есть достойные эффективные управленцы, которые вполне могут возглавить регион. Я считаю, что в этом вопросе не может быть какой-то пропорции. Но мне кажется, что более правильно, когда руководитель региона знает проблемы и специфику не понаслышке, — пояснил эксперт. — Как правило, губернаторы так или иначе были связаны со своими регионами. Например, Собянина же нельзя для Москвы назвать «варягом», потому что до того момента, как стать мэром Москвы, он долгое время работал в федеральном центре, хорошо понимал специфику столицы. Хотя он из Тюменской области.
Напомним, что в сентябре 2015 года ожидаются выборы в 24 субъектах федерации. Так, в нынешнем году истекают полномочия 13 глав регионов, и выборы в них будут плановые, в четырех субъектах были перестановки, в связи с чем там по закону также должны пройти избирательные компании, еще в семи регионах пройдут досрочные выборы.