События и комментарии экспертов фонда

  |  06 мая, 2015   |   Читать на сайте издания

Эксперты назвали шесть идеологических столпов системы Путина

На грядущих выборах в Госдуму лояльным к власти кандидатам выгоднее позиционировать себя как «людей Путина», а не представителей «Единой России». «Путинское большинство» существенно больше, чем электоральная база партии власти. Больше всего Путин нравится селянам, меньше всего – жителям городов миллионников. Об этом говорится в новом докладе близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества «Путинское большинство: этапы формирования, структура, ценности». Фонд возглавляет бывший руководитель управления внутренней политики администрации президента Константин Костин.
 
Согласно докладу, кандидатам на выборы в Госдуму 2016 года, лояльным к власти, предлагается ориентироваться, в первую очередь, лично на президента Владимира Путина, так как количество его избирателей больше, чем количество избирателей партии «Единая Россия».
 
Как кандидатам привлечь к себе «электорат Путина»? Авторы доклада называют следующие возможные способы: выдвижение при прямой или косвенной поддержке Путина, выдвижение от «Единой России» или выдвижение при поддержке «Общероссийского народного фронта», в состав соучредителей которого входят также «Справедливая Россия», «Патриоты России» и «Родина».
 
Традиционно «Единая Россия» позиционирует себя именно как партия Путина, однако далеко не все представители «путинского большинства» будут голосовать за нее на парламентских выборах, отмечается в докладе.
 
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин сказал Znak.com, что «косвенная» поддержка Путина играет значение скорее на выборах губернаторов – кого-то он просто переназначает, а кому-то открыто желает успеха на выборах, что и воспринимается «путинским большинством» как поддержка.
 
«В нашем докладе мы говорим о том, что «путинское большинство» - это надпартийная коалиция, в которую входят люди с самыми разными взглядами и которые могут голосовать не за “Единую Россию”, а, например, за входящие в ОНФ “Родину”, “Патриотов России”, “Справедливую Россию”», — отметил Костин.
 
Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что оценки ФоРГО возможной электоральной реализации «путинского большинства» верны.
 
«Но поддержка Путина — это эксклюзив, который будет использоваться не часто. Системно поддержка Путина использовалась «Единой Россией», когда Путин был председателем партии. Это дела давно минувших дней. Разменивать рейтинг Путина по мелочам никто не будет. Поэтому [для большинства кандидатов] речь скорее будет идти о поддержке ОНФ. Но при высоком личностном ресурсе достаточно выдвижения от ЕР. Через ОНФ во власть будут заходить персоны, не имеющие четкой партийной окраски. Единороссам придется чуть подвинуться», — прогнозирует Калачев.
 
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что на самом деле «путинское большинство» неоднородно, и что при определенных обстоятельствах, внутри него самого возникнут электоральные противоречия.
 
«Электоральные предпочтения «путинского большинства» будут зависеть от того, насколько к выборам в Госдуму станут актуальными различия внутри него. Часть большинства предъявляет власти запрос на стабильность, другая часть – на подвиги. В рамках инерционной повестки близость кандидата к Путину будет ключевым фактором для «большинства», но если противоречия усугубятся, то претендентам на выборные должности придется так же отстраиваться и по отношению к внутренним разногласиям», — считает Виноградов.
 
Для подготовки доклада Фонд развития гражданского общества использовал свежие опросы Фонда общественного мнения за апрель 2015. Характерно, то меньше всего представителей «путинского большинства» в городах-миллионниках, а больше всего таковых – на селе.
 
«Структура путинского большинства фактически воспроизводит в виде модели структуру населения страны. Сторонники В.В.Путина достаточно равномерно распределены по всем типам населённых пунктов, в соответствии с их удельным весом в общей численности населения страны: городах-миллионниках (15%), городах с населением от 250 тыс. чел. до  1 млн. чел. (19%), городах с населением от 50 тыс. чел. до 250 тыс. чел. (14%), городах с населением менее 50 тыс. чел. (17%), а также на селе (29%). Возрастная структура путинского большинства также выглядит достаточно разнородной, включая в себя в относительно равных пропорциях представителей всех возрастов: 18-30 лет – 27%, 31-45 лет – 24%, 46-60 лет – 24%, старше 60 лет – 24%», — отмечают авторы доклада.
 
Рост «путинского большинства» произошел после присоединения Крыма и ввода санкций, считают авторы доклада, основываясь на опросах ФОМ. Называется шесть идеологических столпов, которые ценит электорат Путина: субъектность России (политический суверенитет), патриотизм, демократия, рыночная экономика, социальная справедливость и стабильность.
 
«За три года до президентских выборов 2004 г. электоральный рейтинг Владимира Путина находился в пределах 47% (в среднем за 2001 год). Похожие данные были зафиксированы и в 2005 г., через год после начала второго срока Путина на посту президента (за него отдали бы свои голоса 47% опрошенных). Однако уже в июне 2014 г., согласно опросу Фонда «Общественное мнение, 66% россиян хотели бы, чтобы Владимир Путин продолжил работу на посту президента РФ и после 2018 года», — говорится в докладе.
 
 
Екатерина Винокурова