Рейтинг Владимира Путина не имеет тенденций к обвалу
Сегодня глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин объявил о начале исследования, посвященного путинскому большинству. Его ФоРГО проведет в течение года, опираясь в том числе на социологические исследования.
Прежде всего, по данным ФоРГО, расширился партийный спектр поддержки Владимира Путина. Сторонники парламентских партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» голосуют на выборах президента за господина Путина, а не лидера своей партии. Сторонники партий «Родина» и «Патриоты России» (представители партий являются учредителями ОНФ) также голосуют на президентских выборах за Владимира Путина. Уровень поддержки президента, который приближается к 80%, представитель фонда Андрей Кочетков назвал «феноменом социальной и политической жизни», «устойчивым и способным себя воспроизводить».
Член ЦК КПРФ Сергей Обухов сказал “Ъ”, что лучшая социология — это результаты выборов. Он сослался на итоги последних выборов в Госдуму и президента 2011 и 2012 годов, на которых процент голосов, отданных партии и лидеру КПРФ Геннадию Зюганову как кандидату в президенты, практически полностью совпадает (на выборах в Госдуму КПРФ получила около 19%, на президентских — 17% голосов).
Представитель ФоРГО Станислав Апетьян сообщил о кардинальной перемене климата в сети (замеры ФоРГО в этой сфере проводились с 2012 года). «Соцсети далеки от того, чтобы назвать их пропутинскими»,— говорит господин Апетьян, но, по его словам, они все больше становятся такими по мере изменения интернета.
Пока средний интернет-пользователь моложе на четыре года, чем среднестатистический гражданин России. Однако за последние годы в два раза вырос интернет-доступ, а образ среднего интернет-пользователя близится к среднестатистическому гражданину РФ: живет в среднем по численности городе, ему 35 лет. Драйверами роста стали малые города, люди предпенсионного возраста. Причем уровень активности в сети, в том числе политической, у людей старшего возраста даже выше, чем у молодежи.
В ФоРГО отмечают, что соцсети становятся местом формулирования общественной и политической повестки, хотя еще в 2008–2014 годах таковым не были. С 2011 года, на который пришелся пик протестов, в соцсетях начала складываться система пропутинских медиаторов (производители политического контента) из двух групп: люди медийные и известные, и также те, кто сделал себе имя в онлайн. В сети по-прежнему сильны позиции критического контента среди оппозиционных журналистов, но информационные поводы, связанные с присоединением Крыма, стали катализатором политизации пропутинских интернет-масс.
Ирина Нагорных