| 06 мая, 2015 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) подготовил исследование, в котором представлены этапы формирования, структура и ценности «путинского большинства» — широкой общественной и политической коалиции граждан, представляющих практически все социальные слои и группы россиян, разделяющих идеологию президента Владимира Путина, последовательно поддерживающих программу российского лидера и все его политические действия. Сторонники российского лидера одобряют российскую демократию, а также поддерживают идейную доктрину главы государства о праве нашей страны самостоятельно определять направления своего развития, включая конкретные формы демократического устройства. «Путинское большинство» одобряет все шаги президента в условиях санкций, считая, что Владимир Путин действует исключительно в интересах России и всех ее жителей наилучшим образом, а потому достоин доверия и поддержки.
Сторонники Путина могут влиять и на политику — например, путем оказания электоральной поддержки лидерам, претендующим на выборные должности и при этом являющимся выдвиженцами Владимира Путина.
В документе (есть в распоряжении «Известий») отмечается, что за последнее время «ядерный электорат Владимира Путина» существенно вырос в количестве и качестве за счет постоянного прессинга со стороны Запада, а именно после политического, дипломатического и экономического давления со стороны ряда государств — США, Евросоюза и их союзников.
В результате исследования стали ясны и социологические портреты сторонников российского президента: к «путинскому большинству» эксперты, основываясь на результатах различных социологических исследований, отнесли «самые разные социальные группы» из различных субъектов России.
«Можно говорить о том, что структура путинского большинства фактически воспроизводит в виде модели структуру населения страны. Сторонники Путина достаточно равномерно распределены по всем типам населенных пунктов, в соответствии с их удельным весом в общей численности населения страны: городах-миллионниках (15%), городах с населением от 250 тыс. чел. до 1 млн чел. (19%), городах с населением от 50 тыс. чел. до 250 тыс. чел. (14%), городах с населением менее 50 тыс. чел. (17%), а также на селе (29%)», — сообщается в исследовании.
При этом возраст характерного представителя сторонника президента определить будет проблематично — в равных пропорциях в «путинское большинство» входят представители всех возрастов: 18–30 лет — 27%, 31–45 лет — 24%, 46–60 лет — 24%, старше 60 лет — 24%.
Руководитель Центра политических исследований Фонда развития гражданского общества Андрей Кочетков пояснил «Известиям», что в первую очередь «путинское большинство» представляет собой практически все социальные слои российского общества и состоит из людей, которые являются сторонниками президента.
— Они разделяют его идеологию и поддерживают его программу, а также его политику. Причем важно отметить, что «путинское большинство» — это ядро электората Владимира Путина. Это не все люди, которые за него голосуют, потому что в период избирательной кампании «путинское большинство» играет консолидирующую роль, оно наиболее активно и ярко себя проявляет, вокруг него происходит объединение других групп граждан, которые в конечном итоге избирают для себя именно этого кандидата для того, чтобы проголосовать за него в ходе выборов, — говорит он.
Кочетков поясняет, что в настоящее время «путинское большинство» обладает значительным потенциалом для своего расширения.
— Во-первых, если мы посмотрим данные электоральной поддержки Владимира Путина, которые были в период его первого срока пребывания у власти и в период его второго срока — там цифра в районе 47–50% в среднем за год. Данные свежих опросов (июнь 2014 года) показывают, что практически на 20% больше россиян (66%) хотели бы, чтобы Владимир Путин продолжил свою работу на посту президента после 2018 года, — добавляет он, отмечая, что рост показателей произошел из-за присоединения Крыма и Севастополя к России, подъема патриотических настроений, сильного экономического и политического давления со стороны США и ЕС, которое привело к обратному эффекту и сплотило вокруг власти даже тех, кто изначально был скептически настроен к Владимиру Путину.
Среди основных предпосылок, которые повлияли на консолидацию и расширение числа сторонников главы государства, выделяют сформировавшийся в российском обществе к началу 2000-х годов запрос на ответственное лидерство, соответствие идеологической платформы президента ценностным установкам подавляющего числа россиян, успехи в реализации программы развития России, проведение независимой внешней политики, утверждение роли России в мире. Основными скрепами для «путинского большинства» стали субъектность России, патриотизм как основополагающий элемент системы ценностей граждан и государства, рыночная экономика, социальная справедливость и соцгарантии, а также стабильность.
В исследовании отмечается, что «путинское большинство» начало формироваться в течение первого президентского срока Владимира Путина. Большое значение имело объединение в 2001 году ранее конкурирующих политических организаций — «Единства», с одной стороны, «Отечества» и «Всей России», с другой, в новую партию «Единая Россия». Развитие политического «путинского большинства» в жизни общества произошло в 2004 году в ходе новых выборов президента. С 2011 года с созданием «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) «путинское большинство» приобрело новый статус и стало рассматриваться как широкая надпартийная общественная коалиция в поддержку главы государства, объединяющая сторонников различных политических взглядов вокруг его стратегической программы развития страны и его идеологии.
Согласно данным экспертов, на данный момент в общественной сфере ключевым механизмом проявления активности «путинского большинства» является именно ОНФ, который предоставляет президенту мощные инструменты гражданского контроля, в том числе и над самой властью (для сравнения: «Единая Россия» играет главную роль в обеспечении представительства «путинского большинства» в органах власти.)
«В этой связи можно сказать, что сегодня «путинское большинство» благодаря ОНФ является наиболее активной и организованной частью гражданского общества России, обеспечивающей систему обратной связи между властью и социумом», — утверждается в работе.
Политолог и профессор НИУ «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев считает, что «исследование показало ровно то, что должно было показать».
— Меньшинство всегда изучать гораздо проще, чем большинство. Большинство изучается обычными статистическими методами, и когда оно большое, то выловить ядро крайне сложно. Поэтому и получилось, что сторонников Путина среди мужчин и женщин поровну, молодежи, среднего возраста и стариков — поровну, предпринимателей и бюджетников — поровну. Невозможно уловить четкий портрет сторонника президента, — говорит он. — Раньше, в 1990-е годы, можно было сказать сегментированно, что за либералов — молодежь, предприниматели, интеллигенция. Сейчас такого нет. Я общаюсь с молодежью и вижу и левую молодежь, даже ультралевую. Говорить, что среди них есть либералы и прозападные, можно, но не более 5%. Я вообще предпринимателей, которые бы были против Владимира Путина, последние года три не встречал. То же самое касается и старшего поколения.