Вместе с тем, в компании подчеркивают: речь о том, чтобы перейти только на российских партнеров, не идет. Куда важнее сделать так, чтобы на смену западной продукции пришли поставщики из тех стран, которые не поддержали санкции против России. В списке кандидатов – компании из Израиля, Аргентины, Индии. И, конечно же, из Белоруссии, добавляет Сергей Правосудов:
"Главное, чтобы они тоже подтягивались по качеству продукции. Для этого нужно будет создавать совместные предприятия, работать в этом направлении. Я думаю, все это будет сделано. Вопрос – в какие сроки. Но сделают".
На закупки у новых поставщиков в бюджете Газпрома уже выделено до 4 млрд долларов. И понятно, что подобные заказы не могут не заинтересовать производителей.
А, значит, все разговоры вокруг того, что российский газовый гигант потеряет ведущие позиции, оказались беспочвенны и даже бессмысленны. Как получилось и со всей историей вокруг санкций. Ведь проблемы надо учиться решать за столом переговоров, заключает председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин:
"Россия обладает привилегией проводить независимую политику в интересах собственных граждан. И все вопросы должны решаться за столом переговоров. Это вопросы, касающиеся международного сотрудничества, поиска общих подходов к разным проблемам, вопросы коллективной безопасности.
Если мы посмотрим на то, как выглядит ситуация на сегодняшний день, то увидим, что наша экономика восстанавливается. И фактор санкций в тех кризисных явлениях, которые у нас были, крайне невелик".
Более полувека назад блокада Кубы казалась многим в США самым удачным лекарством против революции. Правда, никакая блокада не остановила экспорт знаменитых кубинских сигар, коробка которых считалась в кругах американского истеблишмента весьма желанным подарком. В 21-м веке стало понятно, что не только без сигар, но и без Кубы миру не обойтись. Придумав санкции против России, в Вашингтоне и Брюсселе довольно быстро осознали, что видеть в России только газ и нефть – политика без перспектив.