Вводить против отдельных стран санкции и заставлять придерживаться подобной политики и других – давно опробованный американцами метод. Однако даже 60 лет экономической блокады Кубы показали: этот механизм в современном мире не срабатывает. Именно поэтому и введение санкций против России стало стимулом развития новых проектов внутри страны.
Уже сегодня можно с уверенностью сказать: санкции не достигают поставленной цели, добиться политических решений экономическими ограничениями не получается. Другой вопрос, как воспринимают санкции внутри "наказанной" страны. Получилось все наоборот. В России за санкциями увидели простое желание поставить на место государство, которое сумело набрать высокий темп развития, сконцентрировало все свои силы и уверенно идет к цели. Неожиданного эффекта Вашингтон добился в области финансов, заключает финансовый директор Центра стратегической конъюнктуры Александр Воробьев:
"Американцы волей-неволей подстегивают Россию, чтобы она запустила собственный эмиссионный механизм и вывалилась из долларового пространства. То, что мы не можем занимать деньги на Западе, еще ни о чем не говорит. Мы сами можем напечатать любое количество российских денег, но их надо приложить именно в те отрасли экономики, которые дадут толчок дальнейшему развитию".
Если на Западе надеялись, что санкции заставят изменить представления русских о добре и зле, то внутри России стали очень быстро понимать: государству пытаются диктовать чужую волю и требуют наказать всех тех, кто противится подобному подходу, говорит председатель Правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин:
"Цель санкций – подчинить другое государство своей воле, навязать свои подходы. Это пережиток холодной войны, когда с помощью санкций пытались сдерживать СССР. Это достаточно бесперспективно. Даже в отношении очень небольших стран санкции никогда не приводили к результату. А уж в отношении такой страны как Россия санкции вообще бессмысленны".
Еще один эффект, которого никак не ждали авторы санкционных списков. Многие в России заговорили о том, что необходимо искать новые пути развития экономики, продуманные выходы из сложившегося положения. Один из ключевых вопросов – перевод экономики с нефтяных рельсов на промышленные, говорит Константин Костин:
"Россия должна развивать промышленность, собственные научно-технические разработки финансировать для того, чтобы в наименьшей степени зависеть от зарубежных партнеров, которые в одночасье могут сказать: теперь мы приостанавливаем сотрудничество, поставку уже оплаченного оборудования и технологий".
Первым же среди тех, кто выиграет от санкций, скорее всего, станет сельское хозяйство, добавляет Александр Воробьев:
"Это может быть стимулом, чтобы мы отказались от старых моделей и полностью сменили свой экономический уклад. Санкции подтолкнули некоторые наши отрасли. Допустим, низкий валютный курс подстегнул сельское хозяйство. Если доллар опустится ниже 40 рублей, это нанесет серьезный удар по сельскому хозяйству. Нам надо сделать все, чтобы развивать те отрасли, без которых мы не можем существовать".
Следующим этапом на этом пути станет завоевание старых, знакомых рынков, но уже новой высокотехнологичной продукцией. Понятно, что это тяжело, но не невозможно. И вот здесь возникнет неприятный вопрос, который пока стараются не задавать себе Европа и США: а как мы будем отстаивать свои рынки от нового активного игрока? Возможно, тогда Запад помянет "добрым" словом отцов тех самых пресловутых санкций.