| 21 апреля, 2015 | | | Читать на сайте издания |
Помощник президента Игорь Щеголев потребовал реализовать на практике «право на забвение» в Сети для россиян, а также усилить защиту персональных данных от глобальных интернет-компаний. По мнению экспертов, соцсети должны сами предоставлять пользователям право отделять свою закрытую информацию от публичной. Пока же практика, когда людей шантажируют их интернет-прошлым, вымогая деньги, далеко не редкость.
Выступая в понедельник на расширенном заседании коллегии Роскомнадзора, помощник президента Игорь Щеголев потребовал сделать для россиян де-факто работающим введенное ранее «право на забвение» в Сети.
«Граждане должны пользоваться правом быть забытыми», – подчеркнул он, напомнив, что в первый же день после принятия такой нормы в Евросоюзе заявки на удаление информации подали 12 тысяч пользователей. Приоритетом в этой сфере Щеголев назвал баланс «между технологическим прогрессом и соблюдением фундаментальных прав и свобод, а также обеспечение безопасности граждан без ущерба для их частной жизни».
Поведение, мировоззрение и «признаки»
«Интерфакс» истолковал слова Щеголева как призыв ввести в законодательство «право на забвение», хотя на самом деле такое право уже есть. Как писала газета ВЗГЛЯД, еще 17 декабря Госдума в третьем, окончательном, чтении приняла закон о хранении личных данных на серверах в России. С января закон вступил в силу.
Вторым важным тезисом, с которым выступил Щеголев, стало расширение самого списка «персональных данных», которые подпадают под защиту закона. «Необходимо уточнить само понятие персональных данных в российском законодательстве с учетом восприятия гражданина, информации о его деятельности, перемещениях, предпочтениях и другой, не идентифицирующей, но характеризующей человека информации как персональной», – указал помощник президента.
Как известно, нынешнее законодательство считает «персональными» всего три вида данных: ФИО пользователя, его местонахождение и онлайн-идентификатор. Все остальные виды данных юридически никак не защищены.
Однако, как напомнил Щеголев, при этом интернет-компании фиксируют поведение пользователя, мировоззрение и другие косвенные признаки, с помощью которых можно установить личность.
В-третьих, Щеголев посоветовал ужесточить требования к пользовательским соглашениям интернет-сервисов. По сути он велел уточнить процедуру, по которой пользователь дает согласие на обработку своих личных данных. «Какое бы согласие ни было необходимо для обработки персональных данных, оно должно даваться однозначно, а не подразумеваться», – указал помощник президента.
«Рынок обработки данных не способен к саморегулированию», – цитирует Щеголева ТАСС. По его словам, регулирование интернет-рынка – задача государства. Щеголев предложил посмотреть на западноевропейский опыт, чтобы перенести его на российскую почву.
«Всем будет дико неудобно»
После заседания глава Роскомнадзора Александр Жаров напомнил, что «право на забвение» у россиян по факту оно уже есть: они могут обратиться в суд с требованием удалить свои личные данные с интернет-сервисов. Однако ни одного такого иска в суды еще не поступало. Он пообещал, что, «как только прецедент случится, он будет реализован».
Жаров пообещал работать над предложениями Щеголева вместе с законодателями, чиновниками и участниками рынка, анализируя при этом международный опыт. Он также согласился, что понятие персональных данных становится шире, но напомнил о спорах о том, являются ли персональными данными аккаунты в соцсетях и на почтовых сервисах.
«Сами по себе аккаунты личными данными, конечно, не являются», – утверждает эксперт Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), политолог Станислав Апетьян. Чиновникам эксперт советует крайне аккуратно расширять круг сведений, которые должен защищать закон.
«Я бы вывел вообще из юридического понятия «персональные данные», из-под защиты закона, всю информацию, которую пользователь сам о себе оставляет. Иначе мы просто запутаемся, мы погрязнем в этих судебных спорах, всем будет дико неудобно, возникнет совершенно безумное правоприменение», – предрекает Апетьян.
Эксперт предлагает, чтобы пользователь сам помечал, какая информация – личная и не подлежит огласке, а какая – нет. «В момент регистрации на сайте, когда вы заводите аккаунт, то часть информации вы сами можете обозначить как публичную – допустим, город проживания, а часть – как закрытую, например свой мобильный телефон», – предлагает Апетьян.
«С правом на забвение в Евросоюзе всю технологию уже обкатали. Есть нюансы, связанные с правом на апелляцию, но инструмент уже существует, – напомнил газете ВЗГЛЯД Апетьян. – Но вот что касается персональных данных, в частности продажи их для таргетирования рекламы, – более сложный вопрос. Тут нужно аккуратно подходить. Если ввести драконовские нормы, то это очень сильно ударит по рекламному рынку в интернете».
По мнению эксперта, это сложный вопрос не только для России. «Пока ни в одной из развитых стран не создан механизм охраны личных данных, – признал Апетьян. – Пользователи по сути сами, добровольно оставляют информацию о себе в соцсетях. Если предупредить человека: мол, пользователь, мы такую информацию можем продать, то я не думаю, что кого-то такое предупреждение остановит».