Кремль подождет
Избраться в Думу станет сложнее. Близкие к власти политологи предлагают лишать партии парламентской льготы за неучастие в выборах и повысить требования для желающих выдвигать кандидатов в федеральный парламент без сбора подписей избирателей. Но делать это нужно после кампании по выборам в Госдуму 2016 года, считают они, иначе этот шаг сыграет на руку желающим дискредитировать власть.
Новая редакция закона «О выборах депутатов Госдумы» была предложена президентом в апреле 2013 года и принята в 2014 году. Она предусматривает переход к смешанной системе выборов в нижнюю палату парламента, а также установление фильтров для партий. Беспрепятственно участвовать в выборах в федеральный парламент теперь могут только те партии, которые на предыдущих думских выборах набрали более 3 процентов голосов или провели партсписок хотя бы в одно региональное законодательное собрание. Остальным придется собирать подписи — 200 тысяч по стране, но не более 7 тыс. в одном субъекте; самовыдвиженцам в одномандатных округах — 3 процента подписей от числа избирателей.
На данный момент парламентскую льготу «заработали» 14 из 73 партий, имеющих право участвовать в выборах. Среди них пять сумели провести своих представителей пока только в один региональный парламент. Это РПР-ПАРНАС, «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Коммунисты России», «Зеленые» и «Гражданская сила». Выборы в Госдуму должны состояться в декабре 2016 года, и окончательный пул партий-«льготников» сформируется по итогам региональной избирательной кампании, которая пройдет в единый день голосования 13 сентября.
Близкие к Кремлю политологи неоднократно критиковали партии за то, что некоторые из них, получив льготу, перестали участвовать в выборах и работать с избирателями.
«Если говорить по существу, то предоставление парламентской льготы должно было стимулировать новые партии на активное участие в региональных выборах, — объяснил «Ленте.ру» глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), бывший глава управления по внутренней политике администрации президента Константин Костин. — Логика очень проста: добились доверия избирателей на региональном уровне — переходите на следующий, получаете дополнительные возможности для участия в федеральных выборах. Однако что мы имеем на практике сегодня? Ряд партий, получив одного депутата в заксобрании и обеспечив право выдвижения своего списка на выборах в Госдуму без сбора подписей, фактически переходят в спящее состояние, перестают заниматься реальной политической работой. Речь не об отсутствии результатов, — они даже не выдвигают своих кандидатов на региональных выборах».
Поэтому, считает Костин, правила надо менять. «Вопрос только, когда это лучше делать», — говорит он. По словам руководителя ФоРГО, если сделать это сейчас, то начнутся разговоры, что «власть чего-то боится, началось сворачивание курса на развитие политической конкуренции, и так далее». «Это может быть использовано для делегитимации итогов первого этапа федерального выборного цикла 2016-2018 годов», — полагает он.
Но с изменениями придется подождать. «Я считаю, что законодательство должно быть скорректировано после выборов в Госдуму, — продолжает Костин. — Партии, которые в течение одного регионального цикла не выдвигают своих кандидатов ни в одном из регионов, где проходят выборы в заксобрания, должны утрачивать право на парламентскую льготу. Если такая ситуация повторяется дважды, партия автоматически перерегистрируется в общественную организацию. Кстати, отсутствие результатов в течение трех региональных электоральных циклов также должно приводить к утрате парламентской льготы. Система должна быть восприимчивой к изменению настроений в обществе и стимулировать реальную политическую деятельность».
Такая позиция — не только у ФоРГО. «Рано или поздно правила нужно менять, — считает источник «Ленты.ру», близкий к администрации президента (АП). — Но если сделать это до выборов в Госдуму, то Навальный и Касьянов станут говорить, что это специально делается против них, и начнут работать на делегитимизацию выборов еще до начала кампании. Поэтому, мне кажется, до этих федеральных выборов законодательство корректироваться не будет, чтобы не создавать ненужный ажиотаж». По мнению собеседника, условием для получения партией парламентской льготы надо сделать прохождение ее кандидатов в несколько региональных парламентов. «Это нужно для того, чтобы не срабатывали различные политтехнологические проекты», — говорит он.
Можно ожидать, что «ажиотаж» действительно возникнет. На днях сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов и лидер незарегистрированной Партии прогресса Алексей Навальный объявили о масштабных планах на выборы. Они намерены сформировать на базе РПР-ПАРНАС единые списки кандидатов на предстоящих региональных выборах этого года и на выборах в Госдуму в 2016 году. РПР-ПАРНАС имеет парламентскую льготу благодаря прохождению ее списка в Ярославскую облдуму в 2013 году (партия тогда заняла пятое место с результатом 5,11 процента голосов).
Другой близкий к Кремлю фонд — Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) изначально выступал за представительство в двух-трех заксобраниях, а не в одном. В первом рейтинге политических партий ИСЭПИ по итогам I квартала 2015 года говорится, что из 14 партий с «федеральной квалификацией» половина не проявили активности ни в одной из 105 муниципальных кампаний, прошедших за этот период. Это РППС, РПР-ПАРНАС, «Гражданская сила», РЭП «Зеленые», «Правое дело», «Гражданская платформа» и «Патриоты России». «Гражданской силе» и «Зеленым», например, удалось войти в число партий с «федеральной квалификацией» только по итогам выборов 2014 года. В исследовании говорится, что они «не только игнорируют выборы низового уровня, но и не демонстрируют заметной информационной и программно-проблемной активности», сделав ставку на один регион.
«Собрать подписи качественно — так, чтобы их одобрила избирательная комиссия, очень сложно, — говорит председатель «Коммунистов России» Максим Сурайкин (партии удалось провести двух депутатов пока только в Верховный совет Хакасии). — Сборщики могут ошибаться, могут фальсифицировать данные. У партий нет доступа к базам данных избирателей, поэтому ошибки, как правило, выявляются уже в избиркоме». Сурайкина беспокоит судьба кандидатов-одномандатников, которым придется собирать подписи: к выборам страна будет поделена на 225 округов, каждый из которых насчитывает по 500-550 тысяч избирателей.