Эксперты: одномандатники способны изменить статус-кво
Комментируя последние данные социологов, согласно которым только «Единая Россия» и КПРФ гарантированно проходят в Думу, политолог Леонид Давыдов заметил: «Когда кампания пойдет, процент ЕР будет падать, а всех остальных – расти». При этом свою роль сыграют кандидаты-одномандатники, уверен эксперт. Директор МИПЭ Евгений Минченко, наряду с фактором мажоритарной системы, отмечает «высокий рейтинг Путина» и «посткрымскую мобилизацию». «Далее оппозиционные партии имеют серьезный шанс нарастить свои рейтинги», – прогнозирует Минченко.
Согласно результатам свежих соцопросов Фонда «Общественное мнение» и «Левада-Центра», высокие шансы пройти в Госдуму в 2016г. имеют всего две из представленных там сегодня четырех партий. Отвечая на вопрос: «За кого вы проголосовали бы в ближайшее воскресенье?», большинство граждан отдали предпочтение «Единой России» (59% у ФОМа и 48% – у «Левады»). Также гарантированно преодолела бы пятипроцентный проходной барьер КПРФ (6% и 9% респондентов соответственно). Менее уверенно прошла бы в Думу ЛДПР (по 6%). А «Справедливой России», согласно данным соцопросов, в ближайшее воскресенье едва удалось бы набрать 3% голосов.
Несмотря на очевидное лидерство «Единой России» и заметное преимущество коммунистов над другими оппозиционными партиями, большинство опрошенных «Клубом Регионов» экспертов не верят в возможность формирования в РФ двухпартийной системы. При этом обращают внимание, что в 2016г. половина депутатов Госдумы будет избираться по мажоритарной системе, в связи с чем статус-кво может измениться.
Председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов низкий рейтинг парламентской оппозиции объясняет тем, что «высокий сезон еще только начинается». «Еще не было агитации и ярких выступлений, а кандидаты только начинают разогреваться. А потом, когда кампания пойдет, процент ЕдРа будет падать, а процент всех остальных будет расти», – прогнозирует эксперт. «Во-вторых, у нас же есть [на думских выборах 2016г.] мажоритарка. И по ней пройдут уже представители не одной и не трех партий, их будет гораздо больше», – добавил он, подразумевая кандидатов-одномандатников. «Поэтому говорить о том, что к партиям пропадает интерес и формируется двухпартийная система, я бы не стал, хотя я совершенно не против того, чтобы было две большие партии», – подчеркнул Давыдов.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко также связывает низкую популярность оппозиции с тем, что думская предвыборная кампания еще не вступила в активную фазу, «плюс высокий рейтинг Путина, плюс посткрымская мобилизация». «Далее оппозиционные партии имеют серьезный шанс нарастить свои рейтинги», – уверен политолог. Он также заметил, что не стоит забывать про одномандатников. «Так что расклад сил изменится очень серьезно. Представительство региональных элит [в Госдуме] будет гораздо выше, поскольку депутаты-одномандатники по определению гораздо больше привязаны к региону», – резюмировал Минченко.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что парламентские выборы в РФ напоминают чемпионат СССР по хоккею. «Первое место гарантированно занимал ЦСКА. Во-первых, потому что туда забирали всех хороших игроков, а во-вторых, потому что у ЦСКА было три главных болельщика: Брежнев, Устинов и Андропов. И это меняло саму конфигурацию чемпионата. И не потому, что кого-то партийным ресурсом накачивают, а просто потому, что «Единая Россия» – это постоянный лидер, борьба будет идти за второе место», – пояснил эксперт.
При этом Журавлев вполне допускает возникновение в России двухпартийной системы. «Но это будет не завтра, – подчеркнул он. – Да, в 2016г. вполне вероятно, что в Думу пройдут две партии. И если у нас будет пару созывов двухпартийный парламент, тогда люди перестанут голосовать и за ЛДПР, и за «Справедливую Россию». Все будут голосовать только за тех, кто может пройти. Кому нравится власть, будут за «Единую Россию», а кто хочет другой позиции, будут голосовать за коммунистов. А дальше возникнет уже культурная традиция, то, что есть в Англии и США», – поделился своим мнением Журавлев.