СМИ об исследованиях

  |  27 марта, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.spbvedomosti.ru: Сахалинский прецедент

Недавнее задержание и арест обвиняемого во взяточничестве губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, у которого при домашнем обыске были обнаружены ручка стоимостью 36 млн рублей и коллекция часов как минимум на миллион долларов плюс крупные суммы денег в различных валютах, естественным образом вызвали немалый резонанс в экспертном сообществе. Чем конкретно проштрафился этот высокопоставленный региональный чиновник? Почему к нему применены столь жесткие меры воздействия? Об этом размышляют сегодня многие аналитики.

«Трудно найти губернатора-бессребреника. В то же время именно Хорошавин попал под раздачу», - констатирует известный политолог Дмитрий Орешкин и напоминает, что к главе Сахалина подбирались еще в 2013 году. Тогда президент страны Владимир Путин с подачи представителя Общероссийского народного фронта критиковал Хорошавина за его PR-проекты стоимостью 680 млн рублей. Эти деньги, сказал тогда президент, можно было потратить на строительство детских садов.

Орешкин также отмечает, что Сахалинская область - один из самых успешных регионов в России в экономическом и социальном плане. Это, конечно, не только заслуга Хорошавина, поскольку область живет в основном за счет нефти. «Но то, что Хорошавина решили сместить, - это знак. Наверное, он все-таки зарвался», - говорит аналитик. Он усматривает связь ареста главы Сахалина с обострением противоречий между центром и региональной элитой, борьбой Москвы с тем, что «во времена Ивана IV называли «боярской изменой».

«Задержание Хорошавина можно назвать прецедентом, который заключается не в самом привлечении к ответственности губернатора региона, а в том, что здесь был использован метод публичного наказания - это и перевозка чиновника с Сахалина в Москву в обычном самолете в наручниках, и привлечение к делу ближайшего окружения главы Сахалинской области, - свидетельствует генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Еще в ноябре 2013 года Общероссийский народный фронт указал на бюджетные растраты губернатору, однако Хорошавин на обвинения отвечал демонстративно: мне здесь виднее, отсюда лучше видно, что и как я трачу. Сейчас следователи предъявили ему обвинение в получении взятки, большие проблемы появились и у окружения главы региона. Я считаю, что дело Хорошавина - одна из финальных точек в растрате бюджетных средств, но не последняя».

Директор региональной программы Независимого института социальной политики профессор МГУ Наталья Зубаревич уверена, что основной причиной ареста, а затем и возбуждения уголовного дела в отношении Хорошавина стал передел нефтяной ренты. По мнению политолога, инициатором этого процесса выступил вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Причиной такого его внимания к Сахалину эксперт называет уникальное финансовое положение региона и желание установить контроль над главными рентными потоками на Дальнем Востоке. В 2014 году на фоне тяжелейшей ситуации в регионах бюджет Сахалинской области увеличился на 63 процента. В ноябре прошлого года в казне образовался феерический профицит - 45 млрд рублей. Огромные деньги начали судорожно тратить в декабре, сократив излишки сразу до 23 млрд рублей.

«Я думаю, это и стало причиной возбуждения дел. Сегодня это единственный регион, который сам распоряжается нефтегазовыми деньгами в соответствии с соглашением о разделе продукции. Федералы на это давно точат зуб. Видимо, Хорошавин не сумел отрегулировать отношения. Вдобавок ко всему он не имел «капитальной крыши» в федеральных верхах»,- выдвинула Зубаревич свою версию сахалинского прецедента.

Юрий Трутнев действительно не раз выражал свое недовольство действиями сахалинских властей. В конце декабря 2014 года он обвинил их в том, что они пытаются скрывать профицит областного бюджета. «Это результат работы шельфовых проектов по соглашению о разделе продукции. И слава богу - для этого они и были созданы. Но теперь бюджетная обеспеченность жителей области самая высокая по стране. Жители области должны жить, как в Арабских Эмиратах. Но, приезжая сюда, я этого не вижу», - подчеркнул Трутнев. По его словам, руководители региона должны предоставить программу, в которой «не размазываются средства, а совершается качественный рывок». В обратном случае, по словам полпреда, «не исключен вариант перераспределения средств».

Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что Сахалин - место соблазнительное для того, чтобы нарушать законодательство. «Насколько я знаю, там балуются продажей за наличные рыбы, морепродуктов и т. д. Место достаточно криминальное, и, находясь там у власти, остаться чистым очень сложно, возникает масса соблазнов», - отмечает он, называя Сахалин «убитым» регионом. «Это произошло в силу очень многих обстоятельств, но лица при власти неплохо там устроились», - говорит он.

Арест Хорошавина вызван, в частности, его конфликтом с Общероссийским народным фронтом, сокращением финансовой базы в стране и стремлением центра продемонстрировать губернаторам свою силу. Такое мнение высказывает политолог Игорь Бунин. «Если раньше федеральный центр отпускал губернаторов «на кормление», то сейчас он хочет показать им силу и продемонстрировать, что люди, имеющие излишние аппетиты, должны быть наказаны. Это урок всем, чтобы никто не думал, что они самовластные воеводы, за которыми никто не следит», - убежден политолог. Арест сахалинского губернатора, считает он, в том числе «показательная порка», которая должна указать региональным руководителям, что они должны «знать свое место».

Как полагает политолог Павел Салин, арест Хорошавина - это показательная порка в назидание местным властям, которая вполне может стать началом антикоррупционного рейда по регионам.

«В этом аресте есть важный политический момент - федеральный центр шлет сигнал губернаторскому корпусу, что так, как было в нулевые годы, с деньгами обращаться уже нельзя, мол, будьте скромнее. Я бы не сказал, что это избиение младенцев, скорее, просто символический шаг, который, наверное, был предпринят с ведома первого лица государства по одной простой причине - у нас до этого действующих губернаторов практически не арестовывали».

Политолог Андрей Колядин отмечает, что вопрос о том, есть ли в действиях губернатора криминал, решит Следственный комитет. По мнению этого эксперта, арест Хорошавина все же не станет сигналом к чистке региональных элит. «Если руководители регионов будут проявлять благоразумие и действовать в рамках общей программы развития нашей страны, с почтением относясь к руководящим направляющим указаниям вертикали власти, то столь жестких действий в их отношении, скорее всего, следовать не будет», - подчеркивает он.

Комментируя возможные последствия инцидента, политологи предрекают начало нового этапа во взаимоотношениях вертикали власти. «Рутинные методы управления субъектами Федерации перестали срабатывать: региональная элита не слышит сигналов. Управление через «рейтинги» становится недостаточным. Современный этап требует новых конфигураций не только в управлении финансами, но и в других сферах», - уверен руководитель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов. Эксперт отмечает, что еще никогда «силовики» не становились такими «очевидными драйверами региональных сюжетов».