События и комментарии экспертов фонда

  |  26 марта, 2015   |   Читать на сайте издания

Кремль призвал Олега Кожемяко в губернаторы в третий раз

Исполняющим обязанности губернатора Сахалинской области назначен Олег Кожемяко, освобожденный от должности руководителя Амурской области. Соответствующие указы подписал вчера Владимир Путин. Прежний губернатор Сахалина Александр Хорошавин, который подозревается в получении взятки в особо крупных размерах и находится под арестом в Москве, вчера был официально уволен с должности президентом «в связи с утратой доверия». Место Кожемяко в Амурской области – пока в статусе временно исполняющего обязанности губернатора – займет бывший мэр Благовещенска Александр Козлов.

Вчера же Кожемяко и Козлов встретились с Путиным. По итогам беседы пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что назначение Кожемяко – «это движение вперед в его карьере». «Олег Николаевич, как известно, очень сильный губернатор, который не в самом благополучном регионе доказал абсолютную эффективность», – пояснил Песков, подчеркнув, что Кожемяко переходит на работу в регион-донор, «где у него будет больше возможностей проявить вот эту свою эффективность, которую он уже продемонстрировал».

Для самого Кожемяко это назначение, по его признанию, стало неожиданным. «И ситуация с Хорошавиным, и назначение стало для всех неожиданным, в том числе и для меня. Были планы работы в Приамурье на долгосрочный период, но раз есть указ – надо работать, поедем на Сахалин», – сказал губернатор журналистам после встречи с президентом.

Сахалинская область стала уже третьим субъектом Федерации, который довелось возглавлять Кожемяко за последние 10 лет. В апреле 2005 г. он был назначен губернатором Корякского автономного округа, а спустя три года, вскоре после того как Корякия влилась в Камчатский край, его перевели в Амурскую область. Осенью 2012 г. он победил на прямых губернаторских выборах, набрав 77,3% голосов, и проработал в качестве избранного руководителя менее трех лет.

В рейтинге эффективности губернаторов, который ежемесячно публикует близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества, Кожемяко начиная со третьего выпуска (всего их вышло восемь) занимал позиции в первой группе региональных лидеров «с высоким уровнем эффективности». Руководитель фонда Константин Костин считает, что, назначая Кожемяко на Сахалин, в Кремле исходили из его опыта госуправления на Дальнем Востоке: еще работая в первой половине нулевых годов сенатором от Приморья, Кожемяко отвечал в Совете Федерации за развитие Дальнего Востока. «У него есть позитивный опыт работы в экономике, в бизнесе, а руководителю Сахалина надо как раз находить баланс между крупными компаниями, работающими в регионе, и интересами развития субъекта», – говорит Костин. Люди, способные управлять регионом, есть в кадровом резерве Кремля, но нештатная ситуация с Сахалином потребовала экстренного решения, считает эксперт: «После таких масштабных коррупционных разоблачений крайне важно восстановить доверие к власти в глазах избирателей, и безупречная репутация Кожемяко как раз очень важна».

Политолог Михаил Виноградов полагает, что занять такую должность могут только люди, хорошо знакомые федеральным чиновникам, и, не находясь в высоком статусе, попасть на такой пост практически невозможно: «Кожемяко узнаваем и понятен, и это не была спецоперация по приводу его к власти, тут действовали обдуманно, но спонтанно». Когда речь идет о таких экстренных решениях, скамейка запасных всегда короче, чем в случаях, когда губернатор уходит без скандала и сам может назвать имя преемника, поясняет эксперт: «Кожемяко исторически из бизнеса, так что если и есть риски, то только в части наследия прошлого: ему придется лечить травму, нанесенную местной элите, и эта задача одна из основных».