СМИ об исследованиях

  |  05 марта, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.business-gazeta.ru: Губернатор Сахалина так и не понял, что с центром надо делиться

Татарстан получает не только нефтяную, но и административную ренту в виде дотаций на Универсиаду, Иннополис и другие яркие проекты. Чтобы ренту не отобрали, необходимо постоянно показывать впечатляющие результаты развития. На Сахалине этого не было. Однако сокращение доходов центра делает неизбежными попытки отъема ренты у регионов, причем не только нефтяной...

Александр Хорошавин

ПОЧЕМУ АРЕСТОВАН ГУБЕРНАТОР САХАЛИНА

Экономист Наталья Зубаревич о начале «разборок по понятиям» для отъема региональной нефтегазовой ренты

Арестован губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, которому предъявлены обвинения в коррупции и сомнительных госконтрактах. На первый взгляд этот арест можно считать стартом давно ожидаемой кампании по поиску козлов отпущения в быстро ухудшающейся экономической ситуации. Губернаторы были первыми на очереди - кто-то же должен нести ответственность, а регионалами жертвовать проще.

Есть и очевидный политический повод. Громкий арест чиновника высокого уровня - отличный способ переключить внимание прессы и общества с убийства Бориса Немцова, крайне негативного для имиджа власти, и показать, что государство активно борется с коррупцией и «казнокрадами», способно их найти и арестовать. Власть умеет создавать информационные поводы в нужное время.

Однако губернаторам не стоит пугаться - это пока не начало кампании поиска крайних. Это «разборки по понятиям» для отъема региональной нефтегазовой ренты. Федеральная сырьевая рента сжалась, настало время присмотреться к более мелким источникам. Судя по всему, инициатором расследования был полпред на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, давно стремящийся усилить контроль над источниками сырьевой ренты. Ранее он требовал смены руководства «Алросы», чтобы поставить во главе компании своего кандидата. Поиск источников ренты неизбежно привел к Сахалину с его резко возросшими за последние три года нефтегазовыми доходами. Федеральный центр не мог их отобрать - мешали условия соглашений о разделе продукции (СРП), обеспечивающие региону высокий налог на прибыль от нефтегазовых компаний и выплаты больших роялти.

В 2013-2014 гг. Сахалин стал «бельмом на глазу» на фоне тяжелого состояния бюджетов подавляющего большинства российских регионов. Доходы консолидированного бюджета Сахалина за 2013-2014 гг. выросли на 63% (с 95 млрд до 155 млрд руб.), налог на прибыль - в 2,3 раза (с 37 млрд до 86 млрд руб.). Область купалась в деньгах и не могла их быстро потратить. В результате к концу ноября 2014 г. профицит бюджета Сахалина достиг 45 млрд руб. Это самый большой профицит среди регионов. Для сравнения: в Москве на конец ноября он составлял 39 млрд руб., в Московской области - 30 млрд, в Санкт-Петербурге - 28 млрд, в Тюменской области - 25 млрд, в нефтегазовых автономных округах - 20-21 млрд. Затем наступил декабрь, самый расходный месяц для регионов: им нужно отчитываться о повышении заработной платы бюджетникам, оплачивать госконтракты и т. д. Именно в декабре профицитность бюджетов съедается, весь вопрос - насколько. Москва по итогам года получила дефицит ( - 54 млрд руб.), за месяц было съедено 93 млрд руб., ушли также в минус Санкт-Петербург ( - 14,5 млрд) и Московская область ( - 2 млрд). Но им можно: губернаторы - политические тяжеловесы, близки к федеральной власти. Кроме того, в этих регионах огромное население, большие расходы бюджетов и их резкий рост в декабре можно как-то объяснить. Тюменская область разумно сохранила профицит (7 млрд руб.), как и ее автономные округа (2-7 млрд). Сахалинская осталась в значительном профиците (23 млрд руб.), но при всего полумиллионном населении двукратное сжатие профицита - ведь рента огромная - говорит о масштабных расходах. Насколько эти расходы правомочны - судить прокуратуре и Счетной палате, но такое поведение типично для всех богатых регионов, да и не только богатых, - а под раздачу попал только губернатор Сахалина.

Почему? Первая проблема Хорошавина - отсутствие политической «крыши». Он выходец из старой «Роснефти» 1990-х (задолго до сечинских времен), по инерции переназначался, был абсолютно лояльным и адекватным губернатором, но в России лояльности и адекватности мало, нужно иметь поддержку того или иного клана, особенно если быстро разбогател и сидишь на больших деньгах. Вторая и более важная проблема - губернатор Сахалина вовремя не понял, что делиться надо! Это неписаное правило «жизни по понятиям» вынужден был учитывать бывший губернатор Ханты-Мансийского АО Александр Филипенко, также не обладавший особой федеральной поддержкой. В начале 2000-х округ имел огромный бюджет благодаря еще не изъятой нефтяной ренте. Его постоянно хотели укрупнить и слить с Тюменской областью. Пришлось делиться. Сначала был подписан договор с Тюменской областью, по которому округ пять лет перечислял на юг немалые средства. Затем уничтожаемый в середине 2000-х ЮКОС выплатил более 140 млрд руб. доначисленных налогов в бюджет Ханты-Мансийского округа - это были огромные деньги по тем временам, и они были немедленно перечислены в федеральный бюджет как отрицательный трансферт (безвозмездная помощь автономного округа федеральному бюджету). Это примеры легальных форм перераспределения ренты за пределы своего региона, обязательные в российской политике для губернаторов богатых регионов, не имеющих «близости к телу». Власти Сахалина таких путей не имели или не нашли. И поплатились.

За исключением Сахалина с его соглашениями о разделе продукции, в России почти не осталось нефтегазовой ренты на региональном уровне. У Ненецкого АО, который делиться не хотел, ренту в виде налога на прибыль отобрали в 2000-х через изменения федерального законодательства, война сопровождалась чехардой губернаторов и даже посадкой одного из них. Остался только Татарстан («Татнефть» - единственная в России региональная нефтяная компания, и она платит налог на прибыль в региональный бюджет) и Тюменская область, получающая часть нефтегазовых доходов в виде налога на прибыль по соглашениям с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО. В самих округах и прибыль уже не та, и стабильность этого источника относительна, особенно для Ямала: «Газпром» все больше выводит прибыль из ЯНАО, в 2011-2014 гг. округу пришлось выбивать дополнительные трансферты из федерального бюджета. Если проблемы Хорошавина - следствие передела нефтяной ренты, то выходит, что к подавляющему большинству губернаторов они не имеют отношения? К сожалению, имеют. При усыхающей ренте драка за каждый ее кусок становится ожесточеннее. А такие «куски» есть и в ряде других регионов.

И в целом правила игры меняются. До кризиса губернатор мог спать спокойно, если обеспечивал три условия: политическое спокойствие в регионе, нужные результаты выборов и выполнение зарплатных указов президента. В кризис спокойствия будет все меньше, риски губернаторов как козлов отпущения растут, до выборов далеко, а зарплатные указы фактически похоронены. Неопределенность правил игры в отношениях с центром нарастает. При этом проблема дефицита бюджетов регионов и огромных долгов стала удушающей, губернаторы уже не могут молчать - без денег спокойствия в регионе точно не будет. Старт губернаторских посадок, хотя и по другому поводу, напоминает губернаторам, что даже в кризис нужно не качать права, а действовать «по понятиям».

Наталья Зубаревич

«Ведомости», 04.03.15

Справка

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин был задержан в ночь на 4 марта в своем рабочем кабинете и вчера доставлен в Москву для проведения следственных действий. Уже вечером Басманный суд удовлетворил ходатайство СКР об аресте губернатора и трех его сообщников, включая президента местного футбольного клуба Андрея Икрамова. СКР подозревает Хорошавина в получении им через Икрамова взяток на сумму $5,6 млн при заключении контракта на строительство местной ТЭЦ. По сообщению СКР, в ходе обысков на Сахалине и в Москве изъяты принадлежащие губернатору деньги и ценности. По словам источника в правоохранительных органах, материалы на Хорошавина копились в сахалинском управлении СКР и ФСБ уже давно.

Это второй случай задержания действующего губернатора: в мае 2006 г. был арестован руководитель Ненецкого автономного округа Алексей Баринов, позднее отрешенный от должности президентом.

Год назад претензии к Хорошавину выдвинул Общероссийский народный фронт (ОНФ): его активисты выяснили, что губернатор выделил из бюджета 600 млн руб. на улучшение имиджа региона и его руководства. При этом Хорошавин, по словам руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Антона Гетты, не раз публично высказывал недовольство работой сахалинских «фронтовиков», которые «пытались ему указать на проблемы, связанные с тратами». Так, по данным ОНФ, в январе 2014 г. правительство области приобрело «Мерседес» премиум-класса за 8 млн руб., а в сентябре того же года на ремонт дома правительства было выделено 840 млн руб., причем один лишь стол для губернатора стоил 1,4 млн. ОНФ говорил о нарушениях в регионе весь последний год, напоминает депутат Госдумы от ОНФ Михаил Старшинов: «Это обсуждалось на всех уровнях, об этом докладывали президенту. Какая реакция была у губернатора - можно судить по последним событиям».

«Роснефть» добивается права доступа к газотранспортной системе компании Sakhalin Energy, «Газпром» говорит, что места в трубе нет. В феврале 2015 г. местный арбитраж отклонил соответствующий иск «Роснефти».

Хорошавин, по сути, был человеком экс-президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, который фактически контролировал регион, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к Кремлю. Однако в то, что его арест как-то связан с конфликтом между «Роснефтью» и «Газпромом», собеседник не верит: «Сейчас очевидно, что это демонстрация жестокости: федеральный центр показывает, что в кризис его рука не дрогнет». Кстати, согласно действующему распределению полномочий в отсутствие губернатора на хозяйстве должны оставаться два его первых заместителя, но руководить Сахалином временно будет другой заместитель - руководитель аппарата губернатора и правительства области Сергей Караганов, занимавший ранее пост вице-президента «Роснефти».

Бывший сотрудник кремлевской администрации говорит, что Хорошавин конфликтовал с первым замруководителя администрации Вячеславом Володиным: «Организовывались периодические атаки на губернатора со стороны ОНФ, а недавно он заявил, что хочет пойти на досрочные выборы, против чего резко выступил Володин». «У Хорошавина был конфликт со всеми силовыми структурами и с Володиным. Губернатор очень негативно относился к ОНФ и считал, что сам разберется со своими проблемами», - подтверждает один из думских единороссов. Хорошавин был в черном списке Олега Плохого (начальник управления президента по вопросам противодействия коррупции. - «Ведомости»), знает другой думский собеседник.

Руководитель близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что Хорошавин слишком увлекся необоснованно высоким обеспечением собственной деятельности: «Сахалин - один из самых ресурсообеспеченных регионов, но это не значит, что нужно расточительно тратить бюджетные средства, вместо того чтобы вкладывать их в социальные проекты». Роль ОНФ в этом деле эксперт не склонен преувеличивать: «Одно дело расточительство или роскошь - морально-нравственные категории, другое дело коррупция, получение взяток, т. е. нарушение Уголовного кодекса».

Разговоры о смене Хорошавина ходили давно, говорит политолог Михаил Виноградов: «Он не был политическим тяжеловесом, хотя за ним и стояла «Роснефть». А по мнению политолога Евгения Минченко, основных версий ареста две: либо губернатор, обязанный своим постом «Роснефти», в какой-то момент перестал учитывать пожелания нефтяников, либо неплохая экономическая ситуация в регионе позволила Хорошавину вести себя слишком независимо, чем оказались недовольны в Кремле.