СМИ об исследованиях

  |  07 марта, 2015   |   Читать на сайте издания

http://v102.ru: «Урок Хорошавина». Что делать российским губернаторам, чтобы не повторить его судьбу

Сайт «Актуальные комментарии», 5 марта 2015 года ( в сокращении).

Задержание сахалинского губернатора Александра Хорошавина дало пищу для размышлений о новом формате региональной политики. Директор NPR Group Дмитрий Фетисов поделился с «Актуальными комментариями» своими впечатлениями от события и рассказал, в какую сторону может развиваться политическая жизнь в регионах:

Впервые в современной истории России был задержан действовавший губернатор. Если до этого арестовывали бывших (экс-губернатор Тульской области Дудка), возбуждали на них уголовные дела, то задержания действовавшего губернатора еще не случалось. Хорошавин стал первым, и тем самым вошел в российскую историю.

Я специально называю это событие историческим, потому что теперь отношения между федеральным центром и губернаторским корпусом поменяются очень сильно. У многих губернаторов плохие отношения с силовиками в регионах. Люди, работающие в политической системе, осведомлены, у какого из губернаторов конфликты с руководителями региональных СК, у кого - с руководителями местных УФСБ или УВД. В некоторых регионах это приводит к тому, что за десять лет меняется по два-три губернатора в субъекте Федерации. Но если одни главы пытаются решить свои проблемы, прислушиваются к сигналам из Кремля и исправляют ошибки, то другие - нет. Хорошавин относился ко вторым. Федеральный центр постоянно посылал ему сигналы: это и громкие информационные атаки со стороны ОНФ с яростной критикой губернатора за пафосные и расточительные госзакупки в виде роскошного «Мерседеса» и, простите, золотого унитаза; это и возбуждение громких коррупционных дел в отношении членов команды губернатора; это и низкие позиции Хорошавина в рейтинге губернаторов ФоРГО. Улавливал ли эти сигналы сам Хорошавин? Скорее всего, да. Однако он ничего не сделал для того, чтобы скорректировать свои ошибки, за что и поплатился.

Не секрет, что многие чиновники привыкли использовать бюджет как способ обогащения. Теперь их хотят заставить думать не только о себе, но и о стране. И если раньше подобных только снимали (Боженов, Денин, Юрченко, Юревич), то теперь уже и сажают. И никаких исключений больше быть не может: «украл-выпил-в тюрьму».

В условиях экономического кризиса - это верное решение. Система не должна иметь слабых мест в виде чиновников-казнокрадов, иначе ей просто не выстоять.

Важна тут и роль ОНФ. Незапятнанная репутация - одно из главных требований, предъявляемых к руководителям ОНФ. Возьмем Бочарова и Бречалова. Что можно предъявить первому? Герой России, не фигурировавший в скандалах. Что можно поставить в укор Бречалову? Аналогично.

Конечно, не во всех регионах есть известные общественники с кристально чистой репутацией, которых можно поставить во главе реготделения ОНФ. Но даже там, где таких людей нет, ОНФ предпочитает выдвинуть на место руководителя техническую фигуру и заниматься вопросом поиска регионального лидера.

Именно ОНФ сыграл решающую роль в судьбе Хорошавина, как до этого сыграл в судьбах Юревича, Юрченко, Боженова, Денина. Все они получили «черную метку» от ОНФ, а также неоднократные предупреждения в виде критики от Фронта, но не сделали ничего для того, чтобы исправиться, и в итоге оказались на «свалке российской истории». А Хорошавин теперь и за решеткой. Не исключено, что там же окажутся и Денин с Боженовым. По крайней мере, ходят упорные слухи о большом интересе к ним со стороны правоохранительных органов.

Что касается вопроса о том, что делать некоторым губернаторам, чтобы не стать Хорошавиным 2.0, то тут все просто: слушать, слышать, исправляться, если претензии со стороны федерального центра все же прозвучали. Причины, озвученные выше, говорят о том, что шансы сохранить место и исправить ошибки есть всегда, если не доводить ситуацию до крайней точки.

Как показывает практика, судьба губернаторов в руках самих губернаторов, а ОНФ, пусть он и стал реальным «спецназом президента», никогда не приходит просто так».