Пошатнувшийся рейтинг Кобылкина, обрезание электората и безнаказанный развал совхоза. Топ-8 самых громких конфликтов февраля в УрФО
Сразу несколькими крупными скандалами запомнился февраль жителям всех трех регионов тюменской «матрешки». Причем истоки многих спорных ситуаций возникли еще в прошлом году. Неизвестно, как долго они могли бы продолжаться и чем закончиться без своевременного вмешательства контролирующих органов и представителей власти. На некоторые конфликты повлияла сложная экономическая ситуация в стране, и сегодня они полностью отражают состояние дел в уральских регионах. Подробности - в спецпроекте РИА «ФедералПресс».
Тюменская область
Тобольским депутатам подрезали электорат
Стороны конфликта: депутаты Тобольской городской думы, члены территориальной избирательной комиссии.
Описание конфликта. На февральском заседании депутаты Тобольской городской думы утвердили новую схему избирательных округов перед грядущими выборами в городской парламент. Избирательных округов осталось по-прежнему 25, но изменилась их нумерация и границы. Такой передел городских избирательных территорий возмутил в первую очередь партийных оппозиционеров. Отдельных депутатов возмутило, что округа поделены не по границам микрорайонов и предложенная схема «режет дворы», а по их словам, избиратели уделяют первостепенное значение вопросам благоустройства.
У парламентариев было достаточно времени для того, чтобы ознакомиться с новой схемой, которая прошла через ТИК еще ноябре прошлого года. Большинством голосов после бурного обсуждения предложенная схема нарезки избирательных округов была утверждена: за - 14 из 19 присутствующих, против - трое, воздержались два человека.
Напомним, полномочия нынешнего состава Тобольской городской думы истекают осенью текущего года. Ожидается, что выборы депутатов следующего созыва пройдут 13 сентября.
Комментарии сторон
Депутаты: никакой численностью это никак не объясняется
Депутат Думы Тобольска Александр Киреев с переделом избирательных округов категорически не согласен: «Для чего нужно было переделывать шестой микрорайон в таком стиле, что вырвали часть домов и даже зашли в седьмой. Никакой численностью это никак не объясняется. Да, средняя по округу численность избирателей - 3307. Дошли до того, что 16 округ - 3613 человек, то есть больше средней численности. 11 округ - 3362, тоже больше средней численностью. Для чего нужно было переходить проспект Мендлеева и рвать из седьмого микрорайона дома. Причем в 7 микрорайоне это дом 47, он состоит из ряда домов на одном фундаменте. Он П-образный. Разделили таким образом - первые два подъезда и последние подъезды на одном избирательном округе, а середина дома на другом избирательном округе».
Теризбирком: округа формируются по количеству избирателей, а не по красоте
По мнению председателя Территориальной избирательной комиссии Александра Полякова, конечно, было бы красивее разделить избирательные округа по микрорайонам, но «округа формируются по количеству избирателей, а не по красоте».
Мнения экспертов
Тамара Казанцева, депутат Тюменской облдумы, член фракции КПРФ, первый секретарь Тюменского облкомитета КПРФ:
«Поменяли округа, чтобы нас оппозицию соответственно опять подальше заткнуть, в очередной раз в заблуждение ввести народ и нас, манипулировать избирателями. Я думаю, что смысла не было никакого менять избирательные округа, тем более что количество их осталось прежним. Это очередные выпады власти перед выборами: надо хоть что-то да изменить, если уж не закон, так хоть нарезку округов другую сделать. Я, конечно, к этому отношусь отрицательно. Было все стабильно, округа уже поделены, зачем надо было сейчас все менять? Ничего хорошего из этого не выйдет. Выборы приближаются, и снова начинается обман, народ не знает, что делать и за кого идти голосовать, потом скажет: «Я ничего не понял».
Екатерина Шанина, председатель депутатской комиссии по правовому обеспечению думы Тобольска:
«К сожалению, избирательные участки изменили свои границы, у некоторых депутатов появились новые дома за привычными границами округов. Конечно, хотелось бы в рамках одного микрорайона, но это невозможно».
В Тарманах дети ждут врачебного приема на улице
Стороны конфликта: территориальное общественное самоуправление (ТОС) поселка Тарманы, местные власти.
Описание конфликта. На особый контроль взяли ситуацию с детской поликлиникой в поселке Тарманы в Тюмени активисты Тюменского отделения ОНФ. В администрацию города региональным штабом ОНФ был направлен запрос с просьбой помочь в положительном решении давно назревшей здесь проблемы.
Детская поликлиника на улице Игримской, 13 (филиал Городской поликлиники № 2) расположена в небольшом помещении с маленькой регистратурой, тесным коридором и единственным кабинетом врачей, обслуживающих два тарманских участка, на территории которых проживает почти 900 детей. Острая нехватка имеющихся площадей часто приводит к тому, что малышам и родителям приходится на улице (!) дожидаться своей очереди на прием к врачу. Кроме того в поликлинике отсутствует лабораторный кабинет. Поэтому для сдачи самых простых первичных анализов (к примеру, крови, мочи) родители вместе с маленькими детьми вынуждены ездить в Городскую поликлинику № 2, которая находится достаточно далеко от поселка. И тем, у кого нет личного транспорта, приходится добираться в поликлинику с множеством пересадок.
Руководство Городской поликлиники № 2 пояснило представителям ОНФ, что вопрос с детской поликлиникой в Тарманах периодически обостряется с новой силой. В качестве альтернативы жителям поселка было предложено перевести детскую поликлинику в ведомство городской поликлиники № 8 или больницы «Водников», которые расположены неподалеку. Но сами местные жители были категорически против такого варианта, который, по их мнению, был еще более неподходящим.
Представители ТОС отмечают, что поселок активно разрастается, ведется строительство новых многоэтажных домов. Планируется, что в ближайшие годы численность жителей с 8 тыс. увеличится до 10 тыс. человек. Принимая во внимание данную перспективу, руководство ТОС признает, что новое помещение детской поликлинике действительно необходимо. И разместить медучреждение требуется на первом этаже одного из новых многоэтажных домов, где у подъездов устроена полноценная входная группа с хорошим пандусом, благоустраивается территория вокруг.
Сегодня жители поселка выступают за организацию детской поликлиники на первом этаже недавно построенных многоэтажек по ул. Маршака, 5 и 7. Согласно проектно-сметной документации, на первых этажах жилого здания допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений собственного назначения. Общая площадь составляет 668,3 кв. м. В настоящее время в отношении этих нежилых помещений осуществляется государственная регистрация прав на недвижимое имущество. После постановки на учет застройщиком будет решаться вопрос о предоставлении данных помещений под размещение поликлиники.
Комментарии сторон
ТОС: обращались к властям, но ответа не последовало
По словам председателя территориального общественного самоуправления поселка Тарманы Людмилы Турыгиной, на протяжении нескольких лет жители обращались к властям, в том числе к депутатам городской и областной думы, с просьбой решить проблему с обеспечением полноценной работы поликлиники, но результата так и не последовало.
Местные власти: вопрос будет решен совместно с региональным правительством
От местных властей был получен следующий официальный ответ: «В связи с тем, что расходы на приобретение нежилых помещений, расположенных в домах № 5, по ул. Маршака в бюджете Тюмени не предусмотрены, вопрос об организации медицинской помощи и приобретении площадей с целью размещения детского отделения будет решен совместно с региональным Правительством, так как медицинская помощь жителям п. Тарманы (взрослому и детскому населению) оказывается Областной клинической больницей № 2, подведомственной департаменту здравоохранения Тюменской области».
Мнение эксперта
Наталья Сливкина, главный врач тюменской Городской поликлиники № 2:
«С точки зрения нормативов все соблюдено. На один участок приходится 800-900 человек. Такова загруженность в филиале детской поликлиники в Тарманах. Строить отдельное здание для филиала поликлиники нецелесообразно. Один из возможных вариантов - объединить филиалы детской и взрослой поликлиник в одном новом помещении, но сделать разные входы (как требуется по законодательству). Тогда возможно было бы загрузить персонал, обеспечить сотрудникам полноценные рабочие ставки».
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Комарова раскритиковала чиновников Сургута
Стороны конфликта: губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова, сургутские чиновники.
Описание конфликта. Выездную работу в окружных муниципалитетах губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова вместе со своими заместителями продолжила в феврале. Программа трехдневного пребывания в Сургуте была достаточно обширная. До приезда в экономическую столицу Югры Наталья Комарова успела «встряхнуть» местные власти в Мегионе, Нижневартовске и Нижневартовском районе. Поэтому в Сургуте ее ждали со смешанными чувствами - одни с надеждой, другие с опаской.
В первый же день своего пребывания в Сургуте глава региона обсудила с жителями города вопросы, связанные с работой жилищно-коммунальных служб. Жаркая дискуссия, в ходе которой горожане смогли не просто высказаться о наболевшем, но также получить заверения в помощи окружных властей, не обошлась без участия представителей общественных советов по ЖКХ, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Наибольшее количество вопросов было на тему капитального ремонта многоквартирных домов: увеличившиеся тарифы, механизм собирания денег, новая система сборов средств на капремонт многоквартирных домов. Потребовали жители Сургута и большей прозрачности в деятельности Фонда капитального ремонта в Югре.
Естественно, Наталья Владимировна быстро сделала вывод, что рабочая группа, которая должна разъяснять эту тему горожанам, со своими обязанностями не справляется, и предложила главе муниципалитета сменить ее руководителя. Зная ее суровый нрав, это не трудно было предположить. Что и сделал мэр Сургута Дмитрий Попов, тут же известив, что уже принял решение назначить новым руководителем рабочей группы заместителя главы городской администрации Владимира Базарова. Напомним, что ранее ее возглавлял заместитель директора департамента городского хозяйства Константин Карпеткин.
В целом встреча главы региона с жителями Сургута прошла достаточно жарко и даже жестко. Горожане не стеснялись задавать самые неудобные вопросы как губернатору, так и сопровождавшим ее лицам и местным властям. Причем, многие вопросы были конкретными, по существу, и при этом достаточно четко и грамотно сформулированы. Значит, к обстоятельному разговору с Натальей Комаровой сургутяне тщательно подготовились. К концу встречи Наталья Комарова раздала еще несколько конкретных указаний чиновникам администрации Сургута, не обойдя своим вниманием управляющие компании города.
Параллельно консультационную работу с населением проводили также заместители губернатора и представители различных окружных структур: Департамента строительства, Фонда капитального ремонта, Департамента здравоохранения, Департамента социального развития, Департамента образования и молодежной политики. А в кулуарах шепотом называлась еще одна причина столь долгого визита Натальи Владимировны в крупнейший город автономного округа - тщательно завуалированный собственный пиар.
«ФедералПресс.Урал» напоминает, что Наталья Комарова занимает пост губернатора с 8 февраля 2010 года. 27 февраля нынешнего года своим Указом № 105 президент РФ Владимир Путин назначил Наталью Комарову временно исполняющей обязанности губернатора ХМАО-Югры. На встрече с Комаровой Путин отметил, что срок ее полномочий заканчивается, и отметил результативность работы губернатора. «В целом результаты у вас положительные, и я просил бы вас до следующих выборов исполнять обязанности», - добавил Владимир Путин.
Комментарии сторон
Комарова: запрещайте себе думать иначе, чем я сейчас вам сказала
Свою позицию по отношению к чиновникам Наталья Комарова обозначила четко: «Обращаюсь ко всем управляющим компаниям, ко всем руководителям. С этой минуты, с этого дня, запрещайте себе думать иначе, чем я сейчас вам сказала. У вас не получится эта работа, если вы не будете заточены на качественное предоставление услуг. Должен быть ответ: установим причину и устраним».
Чиновники: впечатление от встречи осталось двоякое
«Приезд губернатора - это, конечно, позитивный фактор, - признался Сергей Рябов, депутат сургутской думы. - Любое общение населения с представителями власти дает определенные результаты. Но впечатление от встречи осталось двоякое. На мой взгляд, было много узконаправленных частных вопросов, кто-то даже выносил на обсуждение какие-то личные обиды и недостаточно вопросов, которые волнуют действительно всех. Губернатор отлично проявила себя как модератор встречи, подключая к обсуждению наших проблем других представителей власти. Радует, что хотя бы часть вопросов можно оперативно решить на таких вот встречах. Считаю, что такой выездной формат работы Натальи Владимировны себя полностью оправдывает».
Мнения экспертов
Анатолий Вац, депутат окружной думы, член фракции «Справедливая Россия»:
«Конечно, заменить живое общение с людьми нечем, но лично я такой формат ставлю под сомнение. Конечно, на всех этих встречах присутствуют журналисты, и они потом расскажут об этом во всей красе, взяв наиболее яркие моменты. Но я даже возгордился после этих встреч своими земляками, сургутянами. Никакого раболепия перед чиновниками не было».
Александр Белоусов, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, глава экспертного совета КЦ «Департамент политики»:
«Разговоров о том, что, дескать, у Комаровой низкий рейтинг, и что ее будут «убирать» было много, но было понятно, что все они были инспирированы ее недоброжелателями. Кампания против нее провалилась, потому что Комарова не дала своим конкурентам ни одного шанса, и шансов на реванш в сентябре не осталось. Назначением Комаровой Кремль фиксирует статус-кво, который сложился в Тюменской «матрешке». Впрочем, нестабильность, вызванная кризисом, повышает для Комаровой и политические риски. Сейчас можно очень быстро все потерять. Поэтому для стабильности ХМАО-Югры очень важно просчитывать эти риски и реализовывать упреждающие антикризисные программы».
В Югре упразднили институт сити-менеджеров
Стороны конфликта: депутаты думы ХМАО-Югры - сторонники и противники поправок в закон об организации местного самоуправления.
Описание конфликта. 19 февраля окружной парламент в рамках реформы МСУ отменил прямые выборы глав муниципалитетов. На очередном заседании в Ханты-Мансийске депутаты Югры внесли изменения в закон об организации местного самоуправления, упразднив существующую двуглавую систему управления. По сути, местное самоуправление лишено теперь поста сити-менеджера, всю полноту власти принимает на себя председатель думы, избранный из ее состава либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Предлагаемые поправки были рассмотрены накануне на заседании комитета по законодательству, вопросам госвласти и местному самоуправлению. Как считает информационно-аналитическое управление думы автономного округа, это позволит определить единственное должностное лицо, ответственное за реализацию всех вопросов местного значения крупных муниципальных образований. В свою очередь это повлечет за собой повышение качества принимаемых решений, а также их исполнения. Кроме того, принятие данного закона поможет оптимизировать расходы муниципальных бюджетов, связанные с организацией органов местного самоуправления.
Кстати, данные изменения не распространяются на городские и сельские поселения. До этого были проведены консультации с муниципальными образованиями, в результате которых данный законопроект поддержали большинство муниципалитетов. Изменения вступят в силу 7 марта.
Как показал опыт нескольких городов, к примеру, таких как Нягань и Нижневартовск, за все три года существования двуглавая система управления муниципалитетом не нашла должной поддержки у населения. Не сложились определенные отношения между главами городов и главами администраций, всегда существовало определенное противостояние, потому что толком не были разделены полномочия. В такой ситуации глава города не мог вмешиваться в хозяйственную работу, а глава администрации - в определенные дела общественного характера.
Комментарии сторон
Сторонники поправок: двоевластие приводило к недопониманию
Один из сторонников поправок депутат окружного парламента, руководитель фракции «Справедливая Россия» в думе ХМАО-Югры, член комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Александр Колодич убежден: «С принятием изменений в законодательство мы получаем, прежде всего, качество управления. Двоевластие главы и сити-менеджера приводило к недопониманию как для населения, так и для чиновников, кто же является главным. Теперь это понимание будет, и вместе с ним мы получим качество управления. И, как следствие, повышение качества жизни населения».
Противники: главу должен выбирать народ, а не эти хитромудрые схемы
Член депутатской фракции КПРФ, комитета думы ХМАО-Югры по экономической политике, региональному развитию и природопользованию Иван Левченко высказал свою точку зрения: «Мы против данного законопроекта именно в части того, что главу будет представлять какая-то комиссия. В итоге главой может стать, например, некомпетентный человек и население города никакого отношения не будет иметь к этому человеку, оно его знать не знает. А людям скажут: «Вот вам достойный человек приехал с Мозамбика, держите, он будет вашим главой». Если уж пошли по такому неправильному пути, то выбирать надо из состава депутатов, избранных тем же народом. А вообще принципиальная позиция нашей партии - главу должен выбирать народ, а не эти хитромудрые схемы. Система сити-менеджерства вообще себя не оправдала. Еще когда она вводилась, оппозиционные партии были против. Сейчас практически во всех муниципальных образованиях мы видим конфликты между главой и сити-менеджером. Они делят деньги, должности, власть, а людям при этом лучше не становится».
Мнения экспертов
Александр Белоусов, глава экспертного совета КЦ «Департамент политики»:
«По большому счету, для муниципалитетов, где до этого был введен институт сити-менеджера, мало что изменится. Как показывает практика, политические и экономические рычаги управления концентрировались в одних руках, а вторая фигура была номинальной. От того, что глава останется один, по большому счету, ничего не изменится, тем более что прямых выборов глав муниципальных районов уже не было. Но даже и без прямых выборов глав, конкуренция на выборах депутатов сохранялась довольно большая, взять, к примеру, тот же Октябрьский район».
Михаил Сердюк, депутат Госдумы, председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия»:
«Ни одного преимущества ни в одном населенном пункте России эта система не показала. Когда происходит раздвоение власти, раздвоение управления, возникает раздвоение ответственности, появляется коллективная безответственность. Показательный случай произошел в Мегионе, когда губернатор сказала сити-менеджеру либо принимать кадровые решения, либо увольняться. Но ведь она сама назначила его чуть ли не год назад!».
Развал совхоза в Сургуте остался безнаказанным
Стороны конфликта: депутаты думы Сургута, бывший председатель ликвидационной комиссии совхоза «Северное» Андрей Никитин.
Описание конфликта. В начале февраля разразился конфликт, связанный с совхозом «Северное» в Сургутском районе. Общественность возмутил факт прекращения уголовного дела в отношении бывшего председателя комиссии по ликвидации агропромышленного предприятия, прославившегося за последние несколько лет сразу несколькими скандальными историями.
Ранее во время проверок на предприятии, проводимых представителями контрольно-счетной палаты и полицией Сургута, силовики посчитали необходимым возбудить уголовное дело в отношении Андрея Никитина. Начальник управления экономического анализа и бухгалтерского учета ДИЗО администрации Сургута, являвшийся руководителем совхоза «Северное», а позже ставший председателем комиссии по ликвидации данного совхоза, был заподозрен в хищении совхозного имущества на десятки миллионов рублей, а также в неправомерных действиях при банкротстве. Миллионы рублей выделялись из городского бюджета на деятельность убыточного предприятия, но, как выясняется, субсидии тратились неизвестно на какие цели.
В ходе расследования массового падежа скота (почти 400 животных в январе 2013 года) выяснилось, что предприятие накопило немалые долги перед своими кредиторами и поставщиками энергетических ресурсов. В итоге выделение субсидий было приостановлено, а депутаты гордумы приняли решение проверить деятельность предприятия, которое, получив за последние годы порядка 200 млн рублей поддержки, тем не менее оказалось в положении должника.
Позже в дело вмешалась Служба по контролю и надзору в сфере окружающей среды, выписавшая постановления на взыскание с предприятия 380 млн рублей. Долг «Северного» ощутимо вырос, и правительство автономного округа отказалось выделять на его жизнеобеспечение 1 млрд рублей (в такую сумму эксперты оценили реанимацию агропромышленного предприятия). Распоряжение о ликвидации агропромышленного предприятия было подписано главой города Дмитрием Поповым осенью 2013 года. Чистый убыток предприятия по итогам 2013 года составил 124,5 млн рублей.
После целого ряда скандалов «Северное» свернуло свою деятельность в 2014 году, когда городские парламентарии приняли решение окончательно прекратить его субсидирование. Но совхоз «Северное» продолжил получать субсидии из городского бюджета даже после начатой процедуры банкротства. Только за последние три года из бюджета была оказана финансовая поддержка «Северного» на сумму почти 300 млн рублей.
На днях к скандалу вокруг колхоза подключились депутаты Тюменской областной думы. Зампредседателя областного парламента Владимир Сысоев направил письмо в адрес спикера муниципального парламента Сергея Бондаренко с предложением внимательно изучить вопрос ликвидации агропромышленного предприятия. Запросы депутатов также направлены в адрес УМВД Сургута и главы города Дмитрия Попова.
Комментарии сторон
Депутаты: субсидия не должна была начисляться, но ее выплатили
Председатель думы Сургута Сергей Бондаренко так прокомментировал получение колхозом субсидии из городского бюджета в 2014 году, после уже начатой процедуры банкротства: «С лицевого счета ДИЗО перечислена субсидия АПК в адрес «Северного» на 11 млн 202 тыс. рублей. В том числе на возмещение затрат по производству и реализации продукции растениеводства в сумме 3,3 млн рублей и на возмещение затрат по производству и реализации продукции животноводства в сумме 7,8 млн рублей. Другими словами, субсидия не должна была начисляться, но ее выплатили».
Никитин: комментария нет
Получить комментарий у бывшего председателя ликвидационной комиссии совхоза «Северное» Андрея Никитина не удалось.
Мнения экспертов
Надежда Трофименко, замдиректора департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургута:
«Процедура ликвидации была в ноябре объявлена по документам, далее заявился один из кредиторов и началась процедура банкротства, это другая процедура, которая рассматривается с участием арбитражного суда. В ходе данной процедуры были судебные разбирательства, процедуру наблюдения закрыли. Это все затягивает сроки процедуры ликвидации. Сейчас процедура наблюдения закрыта и продолжается процедура ликвидации».
Дмитрий Попов, глава Сургута:
«Само муниципальное унитарное предприятие «Совхоз «Северное» находится на стадии ликвидации, но в связи со сложившейся ситуацией в сфере продовольственной безопасности РФ мы должны понимать, что совхоз «Северное» не будет ликвидирован полностью. Сейчас идет поиск инвесторов, готовится концепция по модернизации совхоза».
Питерский партнер попытался обанкротить ГСК «Югория»
Стороны конфликта: ООО «ОЛЛ-Страхование», ОАО ГСК «Югория».
Описание конфликта. Компания «ОЛЛ-Страхование» из Санкт-Петербурга потребовала признать банкротом ОАО ГСК «Югория». Соответствующий иск фирма, ранее продававшая страховые полисы ответчика, подала в Арбитражный суд ХМАО-Югры. Причиной послужила якобы имеющаяся у «Югории» задолженность в 110 тысяч рублей.
На официальном сайте ООО «ОЛЛ-Страхование» в разделе новостей появилось следующее объявление: «Ну надо же, как подали иск о банкротстве, так сразу у СК «Государственная Страховая Компания «Югория» и деньги нашлись. Но ALL-Страхование славится своими обидами и радениями «за державу», и коль скоро у СК «Государственная Страховая Компания «Югория» есть долги и перед другими лицами, то мы привлекли к дискуссии ЦБ РФ» (орфография и пунктуация сохранены).
Свои претензии посредник, занимающийся продажей страховых полисов (в основном ОСАГО), обосновал тем, что партнер не рассчитался за объем выполненных работ. При этом отказывался от взятых на себя финансовых обязательств. В головном офисе югорского страховщика такой претензии со стороны бывшего партнера, мягко говоря, удивились.
Практика показывает, что страховая компания «Югория» обязательства свои обычно выполняет и от судебных решений не уклоняется. «ФедералПресс.Урал» напоминает: в ноябре 2014 года управление Росреестра по Свердловской области взыскало с нее более 17 млн рублей. Ранее, в декабре 2012 года, в отношении клиента страховщика ЗАО «Ниеншанц» была введена процедура банкротства. В итоге за некачественную работу стройфирмы в Екатеринбурге страховыми возмещениями в федеральный бюджет ответила «Югория».
Руководитель управления по связям с общественностью ОАО ГСК «Югория» Светлана Щербакова сообщила следующее: «Как истцу (ООО «ОЛЛ-Страхование») было оплачено 565 тыс. 64 рубля, тем самым все претензии к компании сняты. Никто даже не задумался, как можно обанкротить компанию федерального уровня за 110 тысяч рублей, как написали СМИ (где взяли сумму, не знаю)».
Процесс ликвидации организации через банкротство начат не был. Как оказалось, заявитель ООО «ОЛЛ-Страхование» ненадлежащим образом оформил свое заявление, поэтому в феврале суд оставил его без движения, дав месяц на приведение в надлежащий вид.
Комментарии сторон
«Югория»: на сегодняшний день просроченных долгов у нас нет
Генеральный директор ГСК «Югория» Алексей Охлопков сообщил следующее: «На сегодняшний день просроченных долгов у нас нет. Есть какая-то спорная ситуация, когда кто-то с чем-то не согласен, - такие вопросы урегулируются в суде. Иск о банкротстве, как правило, используется, чтобы надавить. А шум в СМИ тоже зачастую бывает средством давления. Ситуация в компании стабильна, несмотря на кризис и проблемы страхового рынка России. У нас большие планы на 2015-2016 годы и стратегия, согласно которой наша компания войдет в число крупнейших страховщиков России не позднее 2020 года».
«ОЛЛ-Страхование»: вопрос исчерпан
В ООО «ОЛЛ-Страхование» сложившуюся ситуацию неохотно и скупо, но все же прокомментировали экспертному каналу: «Вопрос с ними исчерпан, они долг погасили, и иск нами поддерживаться не будет. Сейчас претензий к компании больше нет».
Мнение эксперта
Мария Жилкина, руководитель аналитического центра медиаинформационной группы «Страхование сегодня»:
«Не всегда речь идет о долгах. Иногда это бывает просто часть атаки на какую-то организацию, причем не обязательно на коммерческую. И не факт, что прав тот, кто предъявил такое требование. Закон не совершенен, он позволяет инициировать судебное дело о банкротстве в отношении абсолютно нормальной, платежеспособной организации. Здесь факта неплатежеспособности нет, но закон тем не менее дает основания попытаться сделать, к примеру, «Югорию» банкротом - нормальную платежеспособную компанию, у которой есть деньги, которая не отказывается платить. А репутация - хрупкая вещь в финансовом мире, и испортить ее страховой компании таким делом достаточно легко. История с ГСК «Югория» мало чем отличается от сотен других подобных. Это похоже на схему, и такая практика, получившая распространение в последнее время, совершенно ненормальна. На агрорынке сегодня наблюдается подобная ситуация, когда из-за копеечных сумм инициировались дела о банкротстве агростраховщиков. На рынке страхования слишком много других более серьезных проблем с судами, как то было с ОСАГО, сейчас с КАСКО, чтобы сейчас решить этот вопрос на государственном уровне».
Ямало-Ненецкий автономный округ
В рейтинге ФоРГО Кобылкин больше не первый
Стороны конфликта: губернатор Дмитрий Кобылкин, ОНФ.
Описание конфликта. Результаты первого в 2015 году рейтинга эффективности губернаторов, презентованного Фондом развития гражданского общества, стали неожиданными как для экспертов, так и для самих глав российских регионов. В восьмом рейтинге эффективности губернаторов РФ появился новый лидер. На смену Дмитрию Кобылкину пришел глава Калужской области Анатолий Артамонов. Руководитель северного региона потерял всего один балл, но этого хватило, чтобы стать вторым в рейтинге эффективности губернаторов российских регионов. И это впервые за всю историю исследования.
В пояснительной записке ФоРГО говорится, что данные перемены «связаны в том числе с расследованием ОНФ, в ходе которого было установлено, что руководство региона слишком часто использует в своих интересах ВИП-чартеры, а пресс-служба губернатора не смогла дать внятного объяснения данной ситуации».
В ОНФ провели мониторинг закупок в 2015 году органами исполнительной власти услуг чартерных перевозчиков. При общем сокращении подобных дорогостоящих закупок в регионах абсолютный рекорд поставил Ямало-Ненецкий автономный округ, чиновники которого готовы потратить на эти цели в 2015 году 300 млн рублей. Эксперты ОНФ обратили внимание, что на чартеры в ЯНАО на этот год запланировано в три раза больше средств, чем на реализацию социально значимой госпрограммы «Доступная среда» (99,6 млн рублей), и значительно больше, чем на региональные подпрограммы «Развитие научной и научно-технической деятельности» (221,5 млн рублей) и «Подготовка спортивного резерва» (246,4 млн рублей).
На втором месте антирейтинга - Тюменская область, на третьем - Ханты-Мансийский автономный округ. Напомним, что нынешний рейтинг расточительности регионов стал уже третьим по счету; два предыдущих были обнародованы в январе и октябре 2014 года.
Комментарии сторон
Окружные власти: добраться до многих населенных пунктов можно лишь авиатранспортом
В администрации округа отметили, что в регионе существует объективная необходимость использования авиатранспорта: «Экстремальные климатические и географические особенности определяют высокую стоимость расходов на содержание транспорта. В каждой единице товарно-материальных ресурсов на Крайнем Севере высока транспортная составляющая. А площадь Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 770 тыс. кв. км. Плотность населения же в 12 раз меньше, чем в среднем по России. При этом автодорог с твердым покрытием - в 41 раз меньше, чем по стране. На Ямале много рек, но навигационный период крайне короток. Нередко лед с Оби сходит лишь в июне. Так что в отличие от многих субъектов РФ, например, средней полосы России, в большинстве случаев добраться до многих населенных пунктов на территории автономного округа возможно лишь авиатранспортом».
ОНФ: зачем фрахтовать чартерные самолеты, когда можно использовать регулярные рейсы?
Сопредседатель центрального штаба ОНФ, куратор проекта «За честные закупки» Александр Бречалов отметил: «В прошлом году мы призывали регионы сократить расходы на чартерные авиаперевозки - и сейчас видим, что в целом руководители регионов нас услышали. Однако появились другие лидеры рейтинга закупок услуг чартерных перевозчиков, среди которых выделяется управление делами правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, запланировавшее в 2015 году потратить на перелеты самолетами и вертолетам 300 млн рублей. Наших активистов интересует более подробная информация относительно этих трат. Возможно, эти траты оправданны, однако зачем фрахтовать чартерные самолеты, когда можно использовать рейсы регулярного авиасообщения? Эта мера, очевидно, позволила бы существенно сэкономить бюджетные средства всех регионов, представленных в нашем рейтинге».
Мнение эксперта
Ольга Фролова, пресс-секретарь губернатора Тюменской области:
«Тюменская область занимает первое место в России по территории среди областей. Во-вторых, слабо развита автомобильная и дорожная сеть. Весь наш большой северный регион соединяет всего одна федеральная трасса, которая не доходит даже до Салехарда, к тому же находится в ужасном состоянии. Большинство территорий - труднодоступные, до них можно добраться или по «зимнику» или по воздуху. Например, у нас активно развивается сотрудничество с республикой Казахстан, но прямого авиасообщения с ней нет, только через Москву. Честно говоря, это большая проблема, что многие рейсы нужно выполнять через Москву. Кроме того, часть чартерных рейсов предназначена для летнего отдыха детей на юге России и в Крыму, а также для спортсменов, поскольку в области проходят крупные международные спортивные турниры».
Власти Ямала объявили войну искусственному дефициту
Стороны конфликта: Ямало-Ненецкое УФАС, ретейлеры.
Описание конфликта. Правительство Ямала было вынуждено вмешаться в конфликт между региональным управлением ФАС и местными предпринимателями. В середине февраля специалисты Ямало-Ненецкого управления ФАС отметили резкое уменьшение ассортимента социально значимых продуктов в магазинах. По мнению экспертов, сети умышленно придерживают товары на складах, протестуя тем самым против политики антимонопольного комитета, регулирующей уровень торговых надбавок.
Резкое сокращение товарного ассортимента в регионе произошло сразу после того, как власти автономного округа установили предельную торговую надбавку на продовольственные товары первой необходимости в размере 15 %. Такой норматив после 20-процентного роста цен на основные продукты был введен 19 февраля на всей территории ЯНАО, за исключением Лабытнанги, Муравленко, Нового Уренгоя и Ноябрьска (где наблюдается максимальная активность предпринимателей и наиболее развита конкуренция). Ограничительные меры коснулись 24 видов продуктов.
Однако продукты на Ямале продолжили дорожать. Резкий скачок сами руководители розничных магазинов объясняют поступлением новых партий товаров по более высоким оптовым ценам. Ситуация с продовольственным рынком Ямала уникальна тем, что почти 95 % продуктов питания производится за пределами региона. Соответственно в стоимость товаров дополнительно закладываются высокие транспортные расходы. Кроме того, рост цен на фрукты и овощи обусловлен также сезонным увеличением затрат на хранение плодоовощной продукции.
После массовых проверок, показавших отсутствие действенных мер по сдерживанию цен, прокуратура ЯНАО направила письмо в адрес главы региона Дмитрия Кобылкина с требованием немедленно установить предельные размеры торговых надбавок на продукты первой необходимости. Антимонопольная служба отметила, что анализирует действия ретейлеров во всех муниципальных образованиях автономного округа. И в случае выявления фактов сговора к ним незамедлительно будут применены меры антимонопольного реагирования вплоть до уголовного преследования по ст. 178 УК РФ «Недопущение или ограничение конкуренции».
Комментарии сторон
УФАС: мы были вынуждены предупредить предпринимателей, что их действия нарушают закон
Ситуацию нам прокомментировал руководитель Ямало-Ненецкого УФАС Олег Печерин: «Установив 15 %, безусловно, региональная власть уж сильно закрутила гайки. Начались звонки, высказывания предпринимателей, что они не укладываются в эту схему. 15 % не покрывает тех издержек, которые они несут. Особенно в труднодоступных районах. С 19 февраля у нас пошли сигналы, что начали товары с полок пропадать. Поэтому мы были вынуждены предупредить предпринимателей, что их действия подпадают под нарушение законодательства. Но, помня наказ руководства страны не «кошмарить» бизнес, мы пока не стали возбуждать дело. Но предупредили, что если товар не вернется на полки до среды, то мы начнем антимонопольное преследование».
Ретейлеры: торговые надбавки даже при 26 % не спасают положение
Руководитель крупной торговой сети супермаркетов на Ямале Ирина Лактионова прокомментировала ситуацию с позиции ретейлеров: «Предельные торговые надбавки 15 % - это не то что невыгодно, а прямо убыточно. Одни транспортные расходы занимают гораздо больше, чем 15 %. На овощах и капусте, к примеру, транспортные расходы составляют до 50 %. Плюс у нас налоги, которые мы платим, тот же НДС 10 % с каждой наценки. Торговые надбавки даже при 26 % не спасают положение».
Мнения экспертов
Прокуратура ЯНАО:
«Надымским городским прокурором, прокурорами Салехарда, Губкинского, Пуровского, Тазовского, Ямальского, Приуральского и Шурышкарского районов вскрыты 24 факта нарушения порядка ценообразования на хлеб и детское питание, на которые ранее правительством ЯНАО уже были установлены торговые надбавки. Кроме того, прокурорами выявлены факты взимания с потребителей большей суммы, чем обусловлено ценой товара, факты реализации продукции с истекшим сроком годности, а также реализации товара без информации о товаре и его изготовителе. Всего в ходе проверок в сфере ценообразования органами прокуратуры округа выявлено 38 нарушений закона. Вопросы соблюдения законодательства в сфере ценообразования на социально значимые продовольственные товары первой необходимости остаются на особом контроле органов прокуратуры округа».
Михаил Гилев, директор департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО:
«Вопрос введения сбытовых надбавок - очень жесткая мера с точки зрения ограничения роста цены для конечного потребителя. Мы прекрасно понимаем, что для некоторых территорий ЯНАО установление 15-процентного предела сбытовой надбавки - это заградительная мера для торговли, поскольку транспортная доступность у всех территорий разная. Поэтому параллельно с ограничением сбытовых надбавок мы запускаем механизм оценки регулирующего воздействия. Задача первая - держать ситуацию под контролем, вторая - не дать задохнуться производителю и розничной торговле».
Пресс-служба губернатора Дмитрия Кобылкина:
«На сегодняшний день региональными властями проведен анализ ситуации по торговым надбавкам во всех муниципальных образованиях, существует потребность в пересмотре ограничений с тем, чтобы помочь предпринимателям покрыть полученные убытки. Сейчас принято решение о дифференцированном определении торговой надбавки в зависимости от продукта и места его продажи. Округ условно поделен на 2 зоны. В первую вошли города Салехард, Надым, Тарко-Сале, Губкинский, поселки Уренгой, Харп, Тазовский, Аксарка, Газ-Сале. Во вторую зону вошли все прочие населенные пункты автономного округа (за исключением городов Лабытнанги, Ноябрьск, Муравленко, Новый Уренгой, которых не касаются ограничения, так как там есть относительно развитая транспортная инфраструктура).
Торговые надбавки будут зависеть, в том числе, от удаленности поселения, его транспортной доступности, распространенности розничной торговой сети. Торговые надбавки установлены на 24 вида продуктов. Подчеркнем, установление торговых надбавок - временная мера. Изменения будут зависеть от конъюнктуры рынка и общей экономической ситуации в стране и регионе».